Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
03 декабря 2021
События и факты

Южное управление воздушного транспорта отметило юбилей

Южное управление воздушного транспорта отметило юбилей

70 лет назад, 15 июля 1934 года, в Ростове-на-Дону было создано Азово-Черноморско-Кавказское управление воздушного гражданского флота. В 2001 году оно было переименовано в Южное окружное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Минтранса Российской Федерации (Южное ОМТУ ВТ). Управление прошло славный путь труда и героизма и внесло существенный вклад в развитие авиационной отрасли Юга России.

Трудно переоценить значимость авиационной отрасли для развития народного хозяйства. Южное ОМТУ ВТ уделяет большое внимание развитию воздушного транспорта региона, обеспечению безопасности полетов, улучшению качества и сервиса обслуживания пассажиров и грузоотправителей. Управление является единым территориальным органом государственного управления во всех субъектах Юга России: осуществляет сертификацию объектов и субъектов гражданской авиации, лицензирование различных видов деятельности, контроль соблюдения южнороссийскими авиапредприятиями законов и нормативных актов.

На торжественном вечере в городе Ростове-на-Дону, посвященном 70-летию Южного ОМТУ ВТ, присутствовали руководители авиапредприятий Южного федерального округа, летчики и диспетчеры, инженерно-технические специалисты, ветераны гражданской авиации. Руководитель Управления Геннадий Кругликов провел краткий экскурс в историю создания российской авиации и развития воздушного флота в южном округе.

- С древнейших времен человечество мечтало о возможности преодолеть силу земного тяготения. К каким только ухищрениям ни прибегал человек в желании летать как птица. Не случайно слово "авиация" ведет свое начало из латинского "avis" - птица. Однако прошли тысячелетия, прежде чем его желания осуществились.

Первый самолет был создан в России в 1883 году ученым и конструктором А. Ф. Можайским. Однако первый успешный полет на самолете был осуществлен братьями Райт 17 декабря 1903 года. Авиация в те годы стремительно набирала темпы: создавались различные, даже самые умопомрачительные, конструкции самолетов. Первые полеты самолетов в России относятся к 1910 году.

В 20-е годы ХХ века на Юге России было создано Общество друзей воздушного флота, активисты которого собирали пожертвования и взносы на нужды авиации, строили аэродромы, ангары, склады. В 1923 году летчик В.К. Веллинг с авиамехаником Н.П. Груниным на самолете Ю-13 (Юнкерс) с двумя пассажирами на борту совершили перелет по маршруту Москва - Харьков-Ростов-на-Дону-Минеральные Воды-Беслан. Далее, на высоте 4500 метров, они преодолели Кавказский хребет, прошли на Баку, Ашхабад, Каган, Ташкент, Хиву и вернулись в Москву. За 73 летных часа было преодолено громадное расстояние. Мужеству этих людей можно позавидовать. Мы помним и почитаем бесстрашных романтиков, с которых начиналось освоение пятого океана.

Первые регулярные полеты пассажирских лайнеров относятся к 1925 году, когда начала функционировать воздушная линия Москва - Баку, проходящая через Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Грозный и Владикавказ. Через год маршрут Москва - Харьков был продлен до Тифлиса через Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Грозный, Махачкалу и Баку. Одновременно создавались и первые авиационные отряды по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. Южное управление воздушного транспорта отметило юбилей

Великая Отечественная война 1941-1945 годов прервала мирное развитие авиации, все силы были брошены на борьбу с врагом. В ноябре 1941 года на базе Азово-Черноморско-Кавказского управления ГВФ была создана Особая Северо-Кавказская авиагруппа ГВФ для работы в интересах фронта, состоявшая из пяти эскадрилий. В 1942 году она была преобразована в полк, прошедший с боями до Берлина и Праги и награжденный орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого II степени. В конце 1942 - начале 1943 годов в районе Сталинграда были созданы еще два авиационных полка из гражданских авиаторов, которые тоже с честью прошли этот тяжелый путь.

После победы в Великой Отечественной войне АЧКУ было переименовано в Северо-Кавказское управление ГВФ. Постепенно налаживалась мирная жизнь, и с 1946 года начались регулярные полеты. С конца 1950-х - начала 1960-х годов происходило бурное развитие авиации. С предприятий стала поступать новая авиационная турбовинтовая, реактивная техника, которая требовала и серьезной подготовки кадров. Это время отмечено реконструкцией старых и созданием новых взлетно-посадочных полос, аэродромных комплексов, совершенствованием системы управления воздушным движением. А с конца 1970-х годов авиаторы Северного Кавказа стали выполнять полеты в зарубежные страны.

За большие успехи в перевозке пассажиров и грузов, применение авиации в народном хозяйстве и в освоении новой авиационной техники в 1983 году Северо-Кавказское управление гражданской авиации было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Объемы перевозок гражданской авиации были настолько велики, что она могла уже поспорить по пассажирскому обороту с железнодорожным транспортом. В 1970-е - 1980-е годы воздушный гражданский флот обеспечивал около 80 процентов пассажирских перевозок.

К сожалению, в конце 1980-х - начале 1990-х годов в авиационной отрасли России все пошло по другому сценарию. Введение рыночных отношений привело к тяжелейшим изменениям в системе гражданской авиации, и, как результат, цена услуг значительно возросла. Авиация балансировала буквально на грани разорения. Однако большинство авиапредприятий постепенно научились выживанию в условиях рынка и удержались на плаву.

- Я считаю, - подчеркнул Геннадий Кругликов, - что критический пик гражданская авиация Юга России уже прошла, и мы понемногу наращиваем объемы перевозок. В таких сложных условиях авиация сумела сохранить высококлассный кадровый состав. И это главное.

опубликовано в № 3-4 (15-16), 2004 год
Маргарита Парамонова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru