Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
10 августа 2020
Порты

Рост грузопотоков требует развития Новороссийского транспортного узла

Рост грузопотоков требует развития Новороссийского транспортного узла

Продолжаем публикацию научного труда главного инженера Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт", кандидата технических наук Юлия Горгуца. (Начало в "ТЮ" № 2 (14)).

"…Серьезным ограничением увеличения грузооборота Новороссийского транспортного узла является недостаточная пропускная способность его железнодорожной инфраструктуры. На 2004 год запланирован ряд мероприятий, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры Новороссийского транспортного узла, предусмотренных в согласованном с железной дорогой плане развития на 2004 год.

В рамках реконструкции железнодорожной станции Новороссийск планируется прокладка соединительного пути между Припортовым парком и Центральным районом порта. Это сразу же даст возможность сократить время оборота вагонов на 30 процентов. Ритмичность функционирования Новороссийского транспортного узла в целом, значительное повышение его мощности в самое ближайшее время, связаны с запланированным увеличением буферных емкостей станции, к реконструкции которых железная дорога уже приступила. Все эти мероприятия принесут ощутимый экономический эффект.

Потребность средств для реализации проекта "Реконструкция станции Новороссийск-Предпортовая" на 2004 год составляет 220 миллионов рублей. В этом году планируются работы по реконструкции парка "Ранжирный" станции Новороссийск на сумму:

  • ЭЦ парка - 19 миллионов рублей;
  • крытое помещение для производства ТО-3 и отцепочного ремонта пассажирских вагонов в вагонном депо ст. Новороссийск - 41 миллион рублей;
  • реконструкция парка "Восточный" - 74 миллиона рублей;
  • строительство акведука и путепровода с переустройством контактной сети на пути № 19 - 39 миллионов рублей;
  • окончание работ по капитальному ремонту существующих путей парка "А" и "Нижний" с переустройством СЦБ и контактной сети - 7 миллионов. рублей;
  • строительство 3-й тормозной позиции с монтажом 16 комплектов вагонных замедлителей РНЗ в сортировочном парке - 40 миллионов рублей.

Планируется дальнейшее развитие Новороссийского железнодорожного узла, которое в данный момент рассматривается на уровне МПС и правительства РФ.

С целью снижения дефицита (40-45 миллионов тонн грузов) пропуска российских грузов через Черноморско- Азовские порты проектно-изыскательский институт транспортного строительства "Мосгипротранс" разработал технические предложения расширения морского торгового порта Новороссийск. В составе технических решений рассмотрен вариант строительства нового участка железной дороги длиной 56,9 километров между осями станций Абинская и Кабардинка.

Кроме того, для обеспечения пропуска 24,6 миллиона тонн груза по существующей сегодня железной дороге потребуется усиление сети железных дорог и, в частности, укладки второго главного пути на участке Тимашевская-Крымская. Для пропуска дополнительных поездов через Краснодар требуется строительство второго мостового перехода через реку Кубань.

Особое место занимает Концепция Федеральной целевой Программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 гг.", которая разработана и частично дорабатывается в связи с решением Президента Российской Федерации от 10 сентября 2003 года и поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2003 года.

Программа направлена на решение общегосударственной задачи - создание на побережье Черного моря в Краснодарском крае полноценной системы базирования Черноморского флота России. Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:

  • строительство пунктов базирования корабельных сил, морской авиации и пунктов постоянной дислокации частей береговых войск Черноморского флота России на территории Российской Федерации;
  • создание инфраструктуры боевого технического и тылового обеспечения сил и войск Черноморского флота России;
  • создание социально-бытовой инфраструктуры, обеспечивающей расквартирование и культурно-бытовое обслуживание военнослужащих, служащих и членов их семей.
Рост грузопотоков требует развития Новороссийского транспортного узла

Обоснование указанных направлений и их реализация предполагается в три этапа. На первом этапе (2005-2010 гг.) в основном пункте базирования кораблей и судов в г. Новороссийске планируется:

  • строительство морских и оградительных ГТС с образованием территории;
  • строительство площадки причального фронта и причалов;
  • строительство судоремонтного комплекса;
  • создание гаражно-складской зоны;
  • строительство казарменного городка;
  • строительство приемного и передающего радиоцентров;
  • создание рейдовых стоянок;
  • размещение навигационного оборудования и средств борьбы с диверсионными силами и средствами.

Объем затрат на первом этапе по Новороссийску составит 4 миллиарда 134 миллиона рублей, а до 2020 года только по Новороссийску затраты составят 7 миллиардов 124 миллиона рублей.

На втором этапе (2011-2016 гг.) предполагается развитие инфраструктуры основного пункта базирования кораблей и судов Черноморского флота России в г. Новороссийске.

    На третьем этапе (2017-2020 гг.) предусмотрено:
  • завершение строительства пунктов базирования кораблей и судов Черноморского флота России в Краснодарском крае;
  • завершение развития инфраструктуры аэродромов, частей и подразделений морской пехоты и береговых войск.

На всех этапах программы предусматривается развитие инфраструктуры объектов служб РТС, РХБЗ и гидрографии, а также существующих объектов боевого, технического и тылового обеспечения, управления и связи, совершенствование системы безопасности мореплавания, строительство объектов совместного использования и двойного назначения.

Общая стоимость создания системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации до 2020 года оценивается (в ценах 2003 года) в 77 миллиардов рублей. Государственным Заказчиком Программы является Министерство обороны Российской Федерации, заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов.

Сегодня нельзя не учитывать проблем, связанных с экспортом российской нефти через Босфор и Дарданеллы. Порты Черноморско-Азовского бассейна России с нарастающим внешнеторговым грузооборотом связаны с мировым океаном только через узкое "горлышко" черноморских проливов. Резко возрастают требования по обеспечению безопасности мореплавания российских судов в этих районах.

В последнее время официальные лица Турции называют проливы не иначе как "турецкими". В течение последних десяти лет наблюдается планомерное ужесточение условий прохода торговых судов через проливы. 6 ноября 1998 года вступил в силу новый регламент порядка морского судоходства в турецких проливах, где без согласования с участниками конвенции и в ее нарушение введен целый ряд ограничений. Фактически это означало завуалированное введение разрешительного порядка прохода проливами для ряда категорий судов в зависимости от их размеров и рода перевозимого груза. Под этот порядок попали и все нефтяные танкеры.

С 3 октября 2002 года Турция в одностороннем порядке ввела очередные новые ограничения на проход проливами судов с опасными грузами. На этот раз его ограничили только светлым временем суток, установили режим одностороннего движения при проходе крупных судов, к которым отнесли даже среднетоннажные танкеры. Хотя турецкие власти настаивают, что новый документ - это всего лишь "внутренняя инструкция", его применение оборачивается растущими задержками судов, которые в ожидании разрешения на вход в проливы вынуждены часами, а то и сутками простаивать в выделенных районах ожидания.

Осень и зима с их туманами и ветрами внесли свои коррективы. В ноябре, после нескольких туманов, проливы просто "захлебнулись", и ситуация вышла из-под контроля: задержки перед входом в Дарданеллы выросли до 12-14 суток, а за один круговой рейс - до 30-35 суток. "Паралич" черноморских проливов привел к острому дефициту танкерного тоннажа и нарушению нефтяного экспорта из Черного моря. Терминал "Черномортранснефти" вынужден был не только останавливать отгрузки, но и перекрывать нефтепроводы, поскольку все имеющиеся емкости были полностью заполнены нефтью. Новые правила и ограничения, введенные Турцией в прошлом году, изначально ущербны, и любое осложнение (кратковременный туман, сильное ветровое течение, остановки какого-то судна, спортивный праздник и тому подобное) мгновенно дезорганизует судоходство, для его восстановления требуется потом несколько суток.

Когда перед входами в проливы скапливаются и маневрируют в сложных погодных условиях десятки судов (в том числе крупнотоннажные танкеры) - уже одно это многократно увеличивает риск аварий и может привлечь внимание террористов.

Вводимые Турцией ограничения преследуют несколько стратегических целей. Называя проливы "турецкими" и вводя все новые правила, Турция фактически последовательно закрепляет контроль над проливами в ущерб их международно-правовому статусу и интересам причерноморских государств. Таким образом, присваивается право субъективно регулировать движение 50 000 судов ежегодно. Принуждая судовладельцев смиряться с повышениями тарифов и введением различных сборов, Турция может получать вполне ощутимую коммерческую выгоду от эксплуатации этого транзитного морского пути. Но основной целью является стремление максимально ограничить и дезорганизовать морской экспорт нефти и нефтепродуктов из региона Черного моря, включая российскую, казахстанскую, азербайджанскую нефть, чтобы обеспечить рентабельность проекта магистрального трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан в обход России.

Состоявшийся год назад в Анкаре 12-й раунд российско-турецких консультаций по вопросам судоходства в Черноморских проливах показал, что Турция не собирается сдавать своих позиций. Более того, они объективно усиливаются мерами, принимаемыми государствами Европы после аварии танкера "Престиж", а приглашение Турции к вступлению в ЕС позволит турецкой дипломатии опираться на определенную поддержку Европейского Союза…"

опубликовано в № 3-4 (15-16), 2004 год
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru