Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 апреля 2024
Власть

Сергей Курдюмов: "Новый Таможенный кодекс направлен на развитие внешней торговли"

Новый Таможенный кодекс направлен на развитие внешней торговли

С начала этого года вступил в действие новый Таможенный кодекс, призванный совершенствовать систему таможенного оформления и контроля, а также способствовать развитию внешней торговли. Подробнее об этом, а также о приоритетных направлениях таможенной политики Российской Федерации и мерах поддержки отечественных перевозчиков, работающих на международных маршрутах, рассказывает начальник Южного таможенного управления генерал-лейтенант таможенной службы Сергей Курдюмов.

- Прежде всего хотел бы обратить внимание на то, что действующий Таможенный кодекс Российской Федерации имеет общий понятийный аппарат с принятым за последнее время для внешнеэкономической сферы России пакетом законодательных документов, в том числе с недавно вступившим в силу законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", и в совокупности с ними образует новую нормативно-правовую базу ВЭД, в целом отвечающую современным требованиям.

В Кодексе теперь отсутствует понятие "таможенная политика". В отличие от его прежней редакции, под таможенным делом понимается не сама таможенная политика, а деятельность государственных органов по осуществлению, регулированию правоотношений, связанных с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств, установлением, введением и уплатой таможенных платежей, проведением таможенного контроля. Таким образом, законодателями делается акцент именно на усиление роли государства в выборе и применении конкретных средств для реализации торговой политики России. Тем самым утверждается как бы прикладной характер таможенного регулирования, цель которого состоит в создании благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов власти. Этот важнейший принцип таможенного права напрямую связан с положениями ст. 8 и ст. 74 Конституции Российской Федерации.

Таможенное регулирование направлено на гармонизацию и унификацию законодательства России с нормами международного права и с общепринятой международной практикой, основными принципами которых является максимальное содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля.

Важно подчеркнуть, что работа над Таможенным кодексом велась при активном участии представителей деловых кругов, экспертов, заинтересованных общественных организаций, в том числе Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Союза российских судовладельцев, Ассоциации морских торговых портов, Ассоциации авиационных грузовых операторов.

Новая редакция ТК РФ приблизила нашу страну, российскую таможенную службу к лучшим мировым образцам законодательного регулирования таможенного дела, одна из ключевых задач которого - обеспечение сокращения сроков и упрощение процедур таможенного оформления с целью ускорения перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Новый Таможенный кодекс направлен на развитие внешней торговли

С первого января 2004 года у таможенников появилась правовая основа для изменения приоритетов в сторону совершенствования системы таможенного оформления и контроля, уменьшения времени на выпуск товаров, недопущения очередей на автомобильных пунктах пропуска, что способствует развитию внешней торговли, росту товарооборота.

За первое полугодие этого года внешнеторговый оборот через таможенные структуры в зоне деятельности Южного таможенного управления, в сравнении в аналогичным периодом 2003 года, вырос на 26,3 процента и оценивается в 10,1 миллиарда долларов. Что касается физических объемов, то они увеличились на 3,3 процента, и в абсолютном выражении составили 43,3 миллиона тонн. Количество оформленных таможнями ГТД за полугодие составило 71,4 тысячи штук, что почти на 20 процентов больше по отношению к этому же периоду прошлого года.

Ускорение таможенного оформления, как и ожидалось, привело к заметному росту доходов федерального бюджета. В январе-июне 2004 года таможенные органы ЮФО перечислили в казну государства 47,73 миллиарда рублей, что составило 108,6 процента выполнения плановых показателей и практически на 10 процентов больше, чем за тот же период 2003 года.

За истекшие месяцы стало очевидным, что представители околотаможенной сферы полностью приспособились к работе в новых условиях. Некоторое сокращение числа компаний, действующих в этой области, не привело к ухудшению качественных показателей или снижению эффективности работы.

Приведу характерный пример. В январе 2004 года доля перевозок товаров, совершаемых таможенными перевозчиками в нашем регионе, сократилась до 22 процентов от общего объема всех товаров, перемещаемых под таможенным контролем автомобильным транспортом (в 2003 году было перевезено 55 процентов таких товаров). Но к марту все восемь автотранспортных предприятий, зарегистрированных в Южном федеральном округе и имевших в 2003 году лицензии таможенных перевозчиков, выполнили требования ст. 439 Таможенного кодекса и продолжили свою деятельность в новых условиях. И уже в июле текущего года на их долю пришлось 66 процентов перевозок товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ) от всего объема импортных и транзитных грузов, перемещаемых автотранспортом.

Для поддержки отечественных перевозчиков, работающих на международных маршрутах, таможенная служба России тесно взаимодействует с Министерством транспорта РФ и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

Положительным моментом нового законодательства является то, что и участники ВЭД, и перевозчики теперь застрахованы от неприятных неожиданностей. Для них Кодексом (статьи 73-76) установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых при прибытии товаров, заявлении ВТТ и убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации. Перечень документов и сведений, которые надо представить, зависит от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. Кстати, согласно статье 63, таможенные органы не вправе требовать дополнительных документов и сведений, не предусмотренных Кодексом. Одновременно ГТК России имеет право сокращать перечень этих сведений, что соответствует интересам участников ВЭД.

Более широкие полномочия сегодня получил экспедитор. По действующему Кодексу он теперь вправе вступать в таможенные правоотношения и получать разрешение на ВТТ (ст. 80).

Кроме того, для таможенных перевозчиков, так же, как и для владельцев складов временного хранения, таможенных складов и таможенных брокеров, появилось еще одно новшество: отменено получение лицензии, достаточно только пройти регистрацию, представив исчерпывающий перечень документов и обеспечение таможенных платежей, определенных Кодексом.

В частности, в соответствии со статьей 93 Кодекса, ОАО "Российские железные дороги" включено в Реестр таможенных перевозчиков, в связи с чем при использовании процедур внутреннего и международного таможенного транзита товаров, перевозимых данным перевозчиком, применение мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ не требуется. В то же время статус таможенного перевозчика повысил ответственность ОАО "РЖД", что привело к сокращению случаев нарушения таможенных правил.

Значительные упрощения введены Кодексом при совершении таможенной операции временного хранения товаров. В настоящий момент при осуществлении перевозки товаров железнодорожным транспортом допускается временное хранение товаров (до их разгрузки) непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами (ст. 116).

Новый Таможенный кодекс направлен на развитие внешней торговли

В железнодорожных пунктах пропуска оформление состава происходит в период технологической остановки на передаточных станциях.

Одним из главных плюсов для перевозчиков является то, что таможня не имеет права влиять на транспортную логистику, то есть устанавливать маршрут перемещения транспортных средств по стране (ст. 86) и направлять товары на определенный склад. Теперь местом доставки товаров при внутреннем таможенном транзите является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (ст. 85).

Новый таможенный кодекс значительно сократил и расходы перевозчика на брокерские услуги - почти в два раза. Произошло это за счет уменьшения количества информации, которая должна предоставляется в электронном уведомлении о направлении товаров до таможни назначения.

В 2002 году ГТК России разрешил осуществлять перевозку транзитных товаров из российских морских портов в иностранных полуприцепах с применением книжек МДП, оформленных в других странах. Такие перевозки успешно продолжают осуществляться и в настоящее время.

Одновременно законодатель идет на упрощение таможенных процедур при временном хранении товаров и совершении грузовых операций в морских и речных портах. Приказом ГТК России № 939 от 27 августа 2003 года обеспечена возможность осуществления грузовых операций с товарами в морских и речных портах в зонах таможенного контроля, расположение которых предварительно согласовано с таможенным органом, без их помещения на склады временного хранения. При этом допускается разгрузка и хранение в зоне таможенного контроля товаров и транспортных средств, не находящихся под таможенным контролем.

В целях поддержки конкурентоспособности крупных российских судоходных компаний ГТК России в апреле 2004 года принял решение о возможности применения в качестве меры обеспечения таможенного законодательства РФ при транзитных перевозках установления маршрута, в соответствии с п. 3 ст. 86 ТК.

Анализ применения нового таможенного законодательства при совершении таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру ВТТ и таможенный режим международного таможенного транзита, показывает, что исполнение положений Кодекса привело, в целом, к упорядочению перемещения товаров под таможенным контролем.

опубликовано в № 3-4 (15-16), 2004 год
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru