Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 апреля 2024
Судоходство

Арменак Кочканян: "Главное - чтобы порт работал"

Арменак Кочканян: Главное - чтобы порт работал

Инициатива построить единый пограничный терминал на правом берегу Дона появилась, уже когда ситуация с пунктом пропуска через государственную границу в речном порту Ростов-на-Дону начала заходить в тупик. Автор идеи - председатель совета директоров ЗАО "Торговый порт", депутат Ростовской-на-Дону городской Думы Арменак Кочканян - нашел интересный выход из создавшегося положения и придумал оптимальный механизм инвестирования строительства объекта и возврата средств. Подробности - в интервью нашего корреспондента.

- Арменак Тадосович, вы - смелый человек, коль взялись за такое сложное, как в организационном, так и в финансовом отношении, дело. Что подвигло вас на такое решение?

- Прежде всего, желание сохранить и преумножить достижения воднотранспортного комплекса Ростовской области. И потом, ведь в этом заинтересованы все участники транспортного процесса: стивидорные, экспедиторские, агентские, судоходные компании, а также портовые власти, администрации города, области, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

В том, что сегодня происходит стремительное развитие портового хозяйства и судоходства в Азово-Донском бассейне, - заслуга многих людей, и, большей частью, губернатора Ростовской области Владимира Чуба. Ведь именно он был инициатором открытия международного пункта пропуска в речном порту Ростов-на-Дону в 1998 году, когда о таких грузопотоках, как сейчас, никто и мечтать не мог.

Владимир Чуб - не только бывший моряк, но и руководитель крупного сельскохозяйственного региона, продукцию которого необходимо продать с выгодой для производителя. Благоприятные климатические условия Ростовской области, обширная площадь сельскохозяйственных угодий, возможность дополнительного поступления зерновых из близлежащих районов Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской и Воронежской областей, - все это предопределило специализацию порта как зернового.

Безусловно, Ростовская область имеет важнейшее геополитическое значение для России, являясь крупным промышленным регионом с самыми короткими и экономически выгодными маршрутами, связывающими страны Черноморского, Каспийского и Средиземноморского бассейнов. Поэтому открытие в Ростове-на-Дону пункта пропуска было поистине историческим событием, и оно подтверждается постоянно растущими цифрами грузооборота в порту. Так как же можно всю эту работу, все эти успехи и достижения, накопленные в течение нескольких лет, свести "на нет" только потому, что люди не могут договориться между собой?

- В чем суть вашего проекта, и как он будет реализовываться?

- Мы собираемся построить пограничный терминал на правом берегу Дона ниже разводного железнодорожного моста. Это будет единый комплекс сооружений и гидросооружений, включающий три пирсовых причала для приема судов, пятиэтажное здание для размещения контрольных служб, режимную территорию, оборудованную всеми необходимыми специальными техническими средствами и системами безопасности.

С одной стороны, это позволит создать условия для нормальной работы пограничных, таможенных и других контрольных служб, ускорить процедуру открытия-закрытия государственной границы для судов иностранного плавания. С другой - получит развитие Железнодорожный район города, который, по сути, является приграничным, и через него проходит путь в международные воды. Этот район считается вотчиной казаков, которые издревле стояли на защите южных рубежей России. Примечательно, что рядом с территорией будущего пограничного терминала находится здание Казачьей гимназии имени Я. П. Бакланова, которое передано казакам мэром города.

Идея строительства международного перехода через государственную границу в этом районе получила одобрение и поддержку Атамана Всевеликого войска Донского Виктора Водолацкого, мэра города Ростова-на-Дону Михаила Чернышова, губернатора Ростовской области Владимира Чуба, начальника Азово-Донского ГБУВПиС Александра Огарева. Надеемся в течение месяца получить официальное разрешение на строительство, проектно-сметную документацию и начать строительные работы. Они должны завершиться к 1 июня 2005 года. Главное - чтобы порт работал

В настоящее время идут проектно-изыскательские работы и подготовка территории для закладки фундамента. Обустройство пограничного терминала: проводку линий связи, установку спецтехники и систем безопасности будет выполнять московская фирма "Экскорт-Центр", имеющая большой опыт в создании пограничной инфраструктуры.

Строительство пограничного терминала взяли на себя учредители ЗАО "Торговый порт". В последующем планируется передача построенных объектов недвижимости Азово-Донскому ГБУВПиСу в аренду с последующим выкупом. Думаю, что в течение трех-четырех лет "Торговый порт" возместит свои затраты. А речной порт Ростов-на-Дону уже через год получит современный пограничный терминал, отвечающий всем требованиям российского законодательства.

До этого времени представители контрольных служб, занятые в процессе открытия-закрытия границы, будут находиться в здании "Ростовского порта", откуда будет производиться досмотр судов с верхнего рейда, а также в помещениях "Торгового порта" и "Астона" - на нижнем рейде. Это существенно сократит время доставки комиссий к судам, расходы на транспортировку и, соответственно, время процедуры пограничного досмотра.

- Как участвуют в реконструкции пункта пропуска через государственную границу другие стивидорные компании, работающие в порту?

- Мы пытались привлечь стивидорные компании к строительству общей инфраструктуры, но пока нам это не удалось. Их тоже можно понять. Безусловно, обустройство международного перехода через границу - это задача государства, и оно должно ее решать. Но согласитесь, что за один день нельзя построить идеальное государство.

Да, у нас несовершенные законы, иногда принимаются непродуманные решения. Но в любом случае, если частные компании пойдут навстречу государству, то и оно будет им помогать. Поэтому мы и решили выступить инициаторами и построить пограничный терминал. Кто-то же должен это сделать? В любом случае, я уверен, что свои деньги мы не потеряем.

- Расскажите о деятельности вашей компании. Когда она была создана, чем занимается, и какие у нее перспективы?

- Акционерное общество "Торговый порт" создано в 2001 году. Строительство причального комплекса началось весной 2002 года. И уже сегодня порт переваливает генеральные и навалочные грузы, а именно: зернобобовые культуры, металлолом и металлопрокат, чугунное литье, лесо- и пиломатериалы.

На сегодняшний день порт располагает мощностями для перевалки 3 миллионов тонн грузов в год. С августа 2003 года действует зерновой терминал пропускной способностью более 1 миллиона тонн в год. Продолжается строительство причалов и портовой инфраструктуры, рассчитанной на одновременную обработку 12 судов класса "река-море" грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. Общая длина причальной стенки составит 1860 метров. Применение последних достижений погрузочно-разгрузочной техники и современных методов организации труда позволит производить обслуживание судна в течение 10-12 часов. Главное - чтобы порт работал

"Торговый порт" в пределах отведенной ему территории и акватории осуществляет на основании договоров и соглашений с судовладельцами, экспедиторами и фрахтователями перечень услуг, включающий складирование, накопление и хранение грузов, лабораторное исследование грузов, оформление документов, сюрвейерские и другие услуги.

- Насколько я поняла, "Торговый порт" пришел на ростовский стивидорный рынок всерьез и надолго. По своему географическому положению - ниже разводного железнодорожного моста - он может составить серьезную конкуренцию другим стивидорным компаниям.

- Не этого надо боятся. Я всегда считал, и всем говорю, что чем больше будет портов и причалов в Ростове, тем лучше. Надо сделать максимально интересной портовую инфраструктуру, привлекать сюда грузы из других регионов страны. Это выгодно и городу, и области, и всем стивидорным компаниям, которые здесь работают. Чем больше судов будет приходить в наши воды, тем лучше. Получат развитие судостроение, судоремонт, сервисные, агентские, экспедиторские услуги, а это тысячи новых рабочих мест.

Если мы выполним те задачи, которые перед собой поставили, то "Торговый порт" через несколько лет станет одним из самых крупных стивидорных компаний в Ростове. Уже пять лет порт сотрудничает с греческой компанией "Хелвеко металс", которая занимается производством и поставкой металлопродукции во все страны мира. Вы знаете, подбор компаньонов - очень сложная задача, и я рад, что наши партнерские отношения растут и крепнут.

Мы гордимся, что на сегодняшний день "Торговый порт" позиционируется как один из современных и динамично развивающихся портов на Юге России. Залог успеха нашего проекта базируется на основных принципах нашей работы, таких как надежность, стабильность, качество, индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы постоянно совершенствуем методы нашей работы, обеспечивая наилучший результат для клиента. Наша философия строится на рыночной гибкости и внедрении новых технологий, отвечающих требованиям технологичного мира в XXI веке.

У нас работают специалисты самого высокого уровня, которые ориентированы на удовлетворение всех запросов клиентов, желающих использовать широкий спектр услуг нашей компании. Мы уверены, что совместное сотрудничество - это путь к успеху. Поэтому "Торговый порт" всегда открыт и для потенциальных партнеров, готовых внести свою лепту в развитие транспортного комплекса Ростовской области, Южного федерального округа и в целом России.

опубликовано в № 3-4 (15-16), 2004 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru