Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 января 2020
История

Люди уходят, а дела остаются

Павла Васильевича Москаленко уважали и ценили в коллективе ОАО Ростовский порт

Памяти Павла Васильевича Москаленко

Ушел из жизни Человек - Инженер, Рационализатор, Изобретатель. Только так, с большой буквы, можно назвать Павла Васильевича Москаленко, который много лет отдал предприятию ОАО "Ростовский порт" и внес огромный вклад в развитие российского речного транспорта. Изобретенные им устройства и механизмы до сих пор работают на погрузочной технике речных портов Ростовской области и других регионов.

Москаленко Павел Васильевич родился 5 января 1928 года в поселке Эльтон Паласовского района Волгоградской области в семье рабочего. Тринадцать лет (война помешала) учился паренек в средней школе, по окончании которой поступил в Астраханское речное училище на механизаторское отделение. Окончил его в 1950 году с отличием, и был направлен работать групповым механиком экскаваторов на строительство Цимлянского гидроузла.

Стремясь к знаниям, через год Павел Москаленко поступил в Ленинградский институт инженеров водного транспорта и окончил его летом 1956 года по специальности инженер-механик. По распределению был направлен в Ростовский речной порт, где работал групповым механиком, затем заместителем начальника грузового района по механизации, начальником ремонтно-механических мастерских. В 1961 году перешел работать в ЦПКБ-8 ММФ инженером-конструктором 1-2 категории, затем ведущим конструктором. Через два года вернулся в Ростовский речной порт на должность начальника технического отдела.

В декабре 1972 года Павла Москаленко перевели в Волго-Донское речное пароходство, где он трудился вначале заместителем начальника службы портов, позже сам возглавил это сложное хозяйство. За время его работы в пароходстве объем переработанных грузов в портах возрос с 12,5 до 46 миллионов тонн. Достигнуто это было за счет модернизации существующей техники, увеличения вдвое длины грузовых причалов, путем внедрения новой техники и совершенствования технологии обработки флота.

Большая заслуга в этом принадлежит Павлу Москаленко, который, работая начальником службы портов, регулярно организовывал семинары главных инженеров, энергетиков и технологов, что способствовало обмену опытом работы и разработке организационно-технических мероприятий по улучшению работы речных портов, а также систематически проводил соревнования на лучшего крановщика.

В то время в полной мере расцвел его изобретательский и организаторский талант. При строительстве механизированного склада углепогрузочного комплекса в Усть-Донецком порту он вместе с группой рационализаторов добился изменения схемы расположения конвейерных линий, что дало экономию в размере 1,5 миллиона рублей.

За время работы в Волго-Донском речном пароходстве Павел Москаленко дважды награждался почетными грамотами Министерства речного флота СССР. Им были разработаны и внедрены торцевальная машина, механизм управления положением грейфера, дистанционное управление торцевальной машиной и другие устройства. С некоторыми из них талантливый инженер неоднократно выезжал на Выставку достижений народного хозяйства в Москве, был награжден двумя бронзовыми и одной серебряной медалью выставки.

Его разработки находили применение и в других портах Министерства речного флота. Всего на счету изобретателя 76 крупных рационализаторских предложений. Он обучил премудростям специальности не одно поколение крановщиков портальных кранов, инженеров и механиков, участвовал в общественной жизни коллективов, был членом КПСС.

За разработку и внедрение изобретений и рацпредложений постановлением коллегии МРФ и Президиума ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота, ЦС ВОИР присвоило Павлу Москаленко звание "Лучший изобретатель речного флота" СССР. Он являлся победителем социалистического соревнования в 1975-м, 1976-м, 1978-м годах, награжден медалью "За доблестный труд", а также почетной грамотой Министерства речного флота СССР, его имя занесено в Книгу Почета "Ростовского порта".

В конце 80-х годов Павла Москаленко пригласили работать в компанию "Судоимпорт" Венгерской Народной Республики специалистом-приемщиком плавучих кранов, где за проявленную инициативу его дважды награждали почетной грамотой Торгпредства СССР, грамотой посла, почетным знаком "Передовик интернационального социалистического соревнования". Вернувшись на Родину, не раздумывая, Москаленко снова стал работать в Ростовском речном порту.

В условиях новых экономических отношений существенно возрос грузопоток через международный Ростовский порт, что потребовало совершенствовать существующую техническую базу. При активном участии изобретателя в эти годы были спроектированы и внедрены в жизнь на причалах и подъездных путях порта несколько механизмов. В их числе: опрокидыватель для погрузки зерна из машины на судно, полуавтоматические захваты для выгрузки из полувагонов на склад и со склада на судно алюминиевых слябов весом 2,8 и 4,5 тонны, грейферы для металлолома, трехпалый грейфер для круглого леса, захват для длинномерного листового металла.

Павел Васильевич лично принимал участие в разработке и внедрении комплекса механизмов по перегрузке круглого леса из судов в железнодорожные вагоны, по переработке пиломатериалов в пакетах и многих других. Его труд в эти годы отмечен подарками и грамотами мэра города Ростова-на-Дону, губернатора Ростовской области, генерального директора порта. До конца своей жизни не прекращал ветеран трудиться на ниве изобретательства, был постоянным членом аттестационной комиссии ОАО "Ростовский порт".

Вспоминает ветеран порта Александр Иванович Чурочкин:

- Очень грамотный был инженер, разбирался во всех вопросах - и в погрузочно-разгрузочных работах, и в механизмах, и в организации труда, и в технологии. Я с ним работал в пароходстве. Характер у него был уравновешенный, но в то же время требовательный. Не любил бездельников. У него взгляд был очень острый, качество человека сразу определял - из этого толк выйдет, а из этого - нет. И всегда был прав! Многие этому тогда поражались.

Сколько проектов изобретений и рационализаторский предложений он просчитал и воплотил в чертежи! Не каждый инженер может это сделать. Все рассчитывал дома ночью, на работе в его обязанности это не входило. У нас часто так бывает - идет новый груз, а соответствующего захвата нет, технолог паниковать начинает. Павел Васильевич пришел, посмотрел, "покумекал", обосновал, рассчитал, начертил схему. Чертежи отдал в мастерские, там сделали. Он проверил, испытал - все, годится. Надежный был человек, всегда куда-то торопился, за мыслями не успевал.

С ним легко и приятно было работать. Без него в службе порта не могли обойтись. Однажды Пашу нашли в Волгодонске, чтобы он оттуда давал консультации, потому что главный инженер Азовского порта ничего не мог сделать. Помню как-то, в 1978 году я позвонил ему в 12 часов ночи, а утром он уже примчался в Азов. Он посмотрел на мои решения: "Ты все правильно сделал, - сказал он, - я поехал".

Для Паши производство было превыше всего. Месяц назад случилось ему заболеть. Вместо того чтобы лечь в больницу, он перележал два дня дома и снова пришел на работу. Он был постоянно заряжен на работу, думал о ней днем и ночью...

Корабли швартуются у причалов, портальные краны переносят грузы, жизнь в Ростовском порту идет своим чередом. И в этой огромной производственной махине есть частичка ума, таланта, уникального трудового подвига грамотного специалиста, надежного товарища и достойного гражданина своей страны Павла Васильевича Москаленко.

опубликовано в № 6 (18), 2004 год
Юрий Кононов
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru