xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
27 декабря 2024 |
|
Порты Безопасность в порту Новороссийск - во взаимодействии властейПроцесс разделения контрольных и хозяйственных органов государственного управления морским портом Новороссийск можно назвать завершенным. Определены цели, задачи и сферы деятельности, выработаны механизмы взаимодействия между Морской администрацией порта Новороссийск и Новороссийским филиалом ФГУП "Росморпорт". Они направлены в первую очередь на эффективное управление государственным имуществом, обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту. Развитие Азово-Черноморского бассейна, включая торговое судоходство, промышленное рыболовство, транзит нефти и газа, имеют стратегическое значение для Российской Федерации и связаны с политическими и экономическими интересами страны. Для защиты российских интересов на Азово-Черноморском бассейне, включая территориальные воды, экономическую зону, континентальный шельф, и выполнения международных обязательств Российской Федерации необходима надежная система обеспечения безопасности мореплавания и морской безопасности судов и береговых объектов в российской акватории Черного и Азовского морей. Основные факторы обеспечения безопасности в порту - содержание в надлежащем состоянии и развитие гидротехнических сооружений, систем радионавигационного оборудования и связи, аварийно-спасательных средств, а также взаимодействие портовых властей со стивидорными компаниями, осуществляющими эксплуатацию причалов. В мае 2004 года произошло разделение портовых властей на две самостоятельные структуры: морские администрации портов, за которыми закреплены контрольные и надзорные функции, и филиалы Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", осуществляющие хозяйственную деятельность в морских портах России. В этой ситуации особое значение приобретают вопросы организации взаимодействия двух портовых властей в обеспечении безопасности и порядка в портах. О том, как это происходит в Новороссийском морском порту, рассказывает директор Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" Евгений Трунин: - Структурное разделение Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" и Государственного учреждения "Морская администрация порта Новороссийск" прошло быстро и безболезненно. Разграничены функциональные обязанности, сферы деятельности и порядок взаимодействия. Мы регулярно проводим совместные совещания, на которых в нормальном деловом режиме обсуждаем обстановку в порту, совместно принимаем решения тех или иных вопросов, то есть работаем в тесном контакте. Государственное учреждение "Морская администрация порта Новороссийск" возглавил опытный специалист, капитан дальнего плавания Владимир Ерыгин, который несколько лет руководил службой капитана порта прежней МАП Новороссийск. Под его началом работают бывшие капитаны - штурманы дальнего плавания, военно-морские офицеры, то есть люди высокой самодисциплины, имеющие огромный опыт в самостоятельном принятии непростых решений, от которых зависят обстановка в порту, а также жизнь и здоровье людей. 1 июля 2004 года между Государственным учреждением "Морская администрация порта Новороссийск" и Новороссийским филиалом ФГУП "Росморпорт" заключено соглашение "О взаимодействии в области обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту Новороссийск". Соглашение составлено на основании положений федеральных законов Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и распоряжений Министерства транспорта РФ. Основополагающими принципами взаимного сотрудничества между Государственным учреждением "Морская администрация порта Новороссийск" и Новороссийским филиалом ФГУП "Росморпорт" является законность решений и действий сторон и согласованность при принятии решений по вопросам, представляющим взаимный интерес. Функциональные обязанности между Новороссийским филиалом ФГУП "Росморпорт" и Государственным учреждением "Морская администрация порта Новороссийск" распределились следующим образом. Государственное учреждение "Морская администрация порта Новороссийск" осуществляет контроль над навигационной обстановкой в порту, управлением движением судов, выполнением требований конвенционных документов международных классификационных обществ и организаций, принимает участие в работе комиссий по расследованию аварийных ситуаций, а также организует аварийно-спасательные работы. Кроме того, Государственное учреждение "Морская администрация порта Новороссийск" выполняет технический контроль над состоянием гидротехнических сооружений и выдает разрешение на их эксплуатацию с учетом замечаний противопожарных и экологических служб. Причем делает это на основании данных, представленных Новороссийским филиалом ФГУП "Росморпорт", который имеет достаточный опыт и соответствующую документальную и информационную базу. Главная задача Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" - эффективная эксплуатация и развитие переданного ему на праве хозяйственного ведения федерального имущества, в том числе имущественного комплекса, обеспечивающего безопасность мореплавания. На балансе Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" находится более 70 процентов всех гидротехнических сооружений портов Новороссийск, Геленджик, Анапа. Для выполнения этой задачи в структуре филиала созданы подразделения, которые занимаются заключением договоров со стивидорными компаниями, работающими в порту. Ведь от того, насколько правильно будут определены права и обязанности арендаторов и арендодателей по эксплуатации и развитию гидротехнических сооружений, зависит их состояние, а следовательно, и безопасность швартовых и погрузочных операций. Новороссийский филиал ФГУП "Росморпорт" обеспечивает функционирование национальной сети Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). В его структуре работает Региональный центр управления связью службы связи, электрорадионавигации и информатизации, а также Спасательно-координационный центр, которым руководит опытный специалист, начальник центра Константин Лудченко. Эти структуры на сегодняшний день являются самыми крупными объектами по поиску и спасению людей в Азово-Черноморском бассейне. Совместными усилиями Государственное учреждение "Морская администрация порта Новороссийск" и Новороссийский филиал ФГУП "Росморпорт" организуют и реализуют мероприятия, вытекающие из обязательств по контролю и поддержанию в надлежащем техническом состоянии СНО, ГМССБ и АИС Азово-Черноморского региона, а также специализированного морского пожарного подразделения и группы судов быстрого реагирования в составе буксирно-пожарной группы судов и группы служебно-разъездных катеров. В Новороссийске создана и успешно действует Система управления движением судов (СУДС), а также встроенная в нее Автоматизированная идентификационная система (АИС), аналогов которой в России нет. - Это уникальное радиотехническое оборудование, - говорит начальник отдела СУДС Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" Виктор Кузнецов, - позволяет с абсолютной точностью определять местонахождение любого судна в акватории порта и управлять его движением. Одним из основных направлений взаимодействия между Государственным учреждением "Морская администрация порта Новороссийск" и Новороссийским филиалом ФГУП "Росморпорт" является совместная деятельность по обеспечению безопасной эксплуатации, ремонту, модернизации, поддержании в надлежащем техническом состоянии гидротехнических сооружений и объявленных глубин. Государственный контроль над состоянием средств навигационного обеспечения и других технических систем обеспечения безопасности мореплавания, системы управления движением судов и лоцманской проводки осуществляет служба под руководством первого заместителя капитана порта Новороссийск Виктора Василенко. Немаловажное значение имеет и совершенствование организации информационного взаимодействия между организациями, участвующими в производственном процессе, путем интеграции и рационального использования систем, средств и комплексов Государственного учреждения "МАПН" и Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" с целью оперативного решения вопросов, связанных с безопасностью мореплавания и хозяйственной деятельностью организаций. Новороссийский филиал ФГУП "Росморпорт" взял на себя обязательства поддерживать в эксплуатационном режиме достаточное количество средств, необходимых для предупреждения аварийных ситуаций и ликвидации аварий, их последствий, могущих возникнуть в процессе непрерывной производственной деятельности торговых и специализированных портов. При этом предусмотрена совместная деятельность Новороссийского филиала ФГУП "Росморпорт" и Государственного учреждения "МАПН" по обеспечению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварийных происшествий в порядке и пределах установленной для организаций ответственности. Портовые власти также договорились о совместной деятельности по содержанию технических средств обеспечения организации и реализации мероприятий, вытекающих из обязательств РФ по признанным международным договорам и конвенциям в области торгового мореплавания, охране человеческой жизни на море и охраны окружающей среды. Определен порядок взаимодействия и сотрудничества по вопросам, касающимся сбора, анализа, обобщения информации об изменениях в навигационной обстановке, выполнения гидрографических и дноуглубительных работ, обеспечения безаварийной работы береговых и плавучих объектов навигационного оборудования и другим. Перечень вопросов, включенных в соглашение о взаимодействии, достаточно широк и затрагивает все аспекты проблемы обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту. Соблюдение всех этих обязательств позволит обеспечить высокие стандарты безопасности при движении судов на акватории порта и подходах к нему, а также упорядочить государственный контроль над соблюдением этих стандартов всеми участниками транспортного процесса. Кроме того, это даст возможность выработать принципы и порядок взаимодействия с организациями, участвующими в транспортном процессе, чьи действия могут влиять на уровень безопасности мореплавания. опубликовано в №
6 (18), 2004 год
Светлана Лымарева
|
|||
|