Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 апреля 2024
Порты

Усть-Донецкий порт снова стал "миллионером"

Усть-Донецкий порт снова стал миллионером

Более полутора миллионов тонн грузов переработал Усть-Донецкий порт в 2004 году, удвоив доходную часть своего бюджета и оставив хороший задел на будущую навигацию. По мнению руководства порта, это произошло за счет привлечения высокорентабельного экспортного грузопотока. Освоить его удалось благодаря четкой и слаженной работе всего коллектива предприятия, а также партнеров - железнодорожников и судовладельцев.

Подробнее об итогах навигации 2004 года и перспективах развития порта - в интервью нашего корреспондента с генеральным директором ОАО "Усть-Донецкий порт" Николаем Шестаковым.

- Николай Евгеньевич, судя по всему, Усть-Донецкий порт переживает новый виток своего развития?

- Да, история нашего предприятия сравнительно коротка, но полна драматизма. Этот самый молодой порт Юга России появился в 1960 году. Как и Волгодонск, он начинался с нуля: с палаток и дощатых бараков. Поселок Усть-Донецкий (нынешний районный центр) рос и развивался параллельно с портом и во многом благодаря ему.

Новое предприятие быстро наращивало силы. Накануне его 20-летия годовой объем переработки грузов составил 9300 тысяч тонн. Но уже с начала 80-х наметился заметный спад. Крупные ТЭЦ Поволжья и Урала переходили с донецкого на более дешевый кузбасский уголь, заметно "мелели" и другие привычные для устьдончан грузопотоки. Но настоящей катастрофой для порта стали развал Советского Союза и, как следствие, разрыв стабильных экономических связей. Причалы пустели. В поисках достойных заработков уходили квалифицированные рабочие, отдавшие предприятию десятки лет жизни. От тысячного коллектива осталось 310 человек. Казалось, порт доживает последние дни. Однако он выстоял, и с начала нового века начался подъем, сначала медленный и неуверенный, но в последние годы явно приобретающий черты необратимости.

- В чем они выражаются, и как вы оцениваете итоги минувшей навигации?

- Конечно, это успех. Я говорю об этом без всякого стеснения, потому что это ведь не мой личный успех, это достижение всего коллектива порта, который сегодня насчитывает уже более 500 человек. В начале декабря мы все вместе на общем собрании обсуждали итоги годовой работы. Сорок человек получили Почетные грамоты, ценные подарки. А премии по итогам навигации получили все, потому что достигнутые результаты - это действительно итог общего труда. Ведь порт - это сложное хозяйство, и его ритмичная, надежная работа возможна только при условии слаженных действий всех служб. Усть-Донецкий порт снова стал миллионером

- Нельзя ли поподробней о результатах?

- Можно. Объем погрузо-разгрузочных работ составил 1584 тысячи тонн. Это 171 процент к прошлогоднему результату, а по сравнению с 2002 годом объем вырос вдвое. Согласитесь, что это уже обнадеживающая динамика.

Но тонны тоннам - рознь. Мне бы хотелось подчеркнуть, что основной прирост произошел за счет выгодных экспортных грузов - это, прежде всего, сера и лом черных металлов (192 и 229 процентов к уровню 2003 года). Наращивать объемы имеет смысл, когда соответственно растут доходы. Конечно, то, что порт вновь вступил в ряды "миллионеров", и не как-нибудь, а с солидным запасом, не может не радовать. Но меня, откровенно говоря, больше радует рост доходов, а мы их по сравнению с прошлым годом удвоили.

- Итак, успех бесспорен. А что стало его составляющими? Вы ведь наверняка проводили такой анализ, это же и для выработки стратегии на будущую навигацию необходимо?

- В 2003 году мы "засиделись на старте", и самыми жаркими месяцами навигации стали октябрь и ноябрь. Чтобы такого не повторилось в 2004 году, мы использовали межнавигационный период, во-первых, на серьезный ремонт кранового хозяйства (что давно не делалось ввиду отсутствия средств); во-вторых, на накопление на специально оборудованных складах - площадках нашего основного груза - серы, с тем, чтобы с первых дней навигации приступить к отгрузке. Конечно, непросто было одновременно вести разгрузку вагонов и ремонт кранов, но мы справились, и к весне на причалах накопилось более 100 тысяч тонн.

Многое в нашем деле зависит от партнеров. Аккуратно выполнял свои обязательства наш основной грузовладелец "Федкоминвест", судоходные компании вовремя подавали флот. Особое наше флотское спасибо железнодорожникам СКЖД. Я знаю, что у них свои трудности, и немалые, и все же по ключевым вопросам мы всегда находим общий язык.

Вот я вам назвал несколько важных факторов, но есть еще один, самый важный - это трудовой настрой коллектива.

- Николай Евгеньевич, мы с вами не в первый раз беседуем, и я заметил, что у вас к словосочетанию "трудовой коллектив" отношение прямо-таки молитвенное, как во времена развитого социализма. Сейчас все больше в ходу другие термины - менеджмент, маркетинг…

- Да ладно вам, при чем тут социализм, коммунизм… Я же не о роли класса-гегемона говорю. Я не политик, а экономист-производственник и твердо уверен, что эффективное производство возможно только там, где все - от управленца до рабочего вспомогательных служб - нацелены на общий успех, верят в него и все для него делают. Вот что я называю трудовым настроем коллектива. В Усть-Донецком порту в лучшие времена он всегда был. И когда я в первый год работы вновь пригласил на предприятие и поставил на ключевые посты ветеранов, я рассчитывал не только на их знания и богатейший опыт, но и на то, что они помогут сплотить коллектив, вдохнуть в него уверенность в то, что при слаженной работе все можно сделать.

- Вера в успех - дело хорошее, но есть же еще такая прозаическая вещь, как заработная плата. Успехи-то у нас все как-то в будущем, а семью кормить каждому нужно сегодня…

- Но у нас-то успех уже сегодня налицо. И зарплату мы за два года повысили более чем вдвое. Сегодня в среднем по порту она составляет 6311 рублей, у докеров-механизаторов - в два раза выше. Будем наращивать объемы - будет расти и зарплата.

Я вам приводил много "говорящих цифр", назову еще одну, которая меня радует, пожалуй, больше, чем любая другая. Ежегодно мы организуем курсы докеров-механизаторов. Группа - 20 человек. Сегодня у нас уже 60 заявлений, конкурс, как в хорошем вузе. На предприятие, у которого нет перспектив, так не идут. Работа в порту вновь становится престижной и желанной.

- Николай Евгеньевич, я помню случай, когда вы в весьма жесткой форме отчитали уважаемого управленца только за то, что он находился на причале без каски… Усть-Донецкий порт снова стал миллионером

- Что значит "только"? Техника безопасности - это важнейшая составляющая культуры производства. Если опытный инженер позволяет себе ходить по причалу без каски, что же тогда можно спросить с молодого рабочего? Флотский порядок - не пустые слова. Культура производства и его эффективность - взаимозависимые понятия. Вы обратили внимание, как изменились причалы на Северном грузовом районе?

- Обратил, конечно, как не обратить. "Закатали" в новенький асфальт прикордон, теперь уже ноги в песке не вязнут.

- Подъездные дороги поправили, правда, еще далеко не все, территорию основательно почистили, обновили систему отопления в бытовых помещениях. Это не мелочи, в конечном итоге, порядок ведет к повышению эффективности производства.

- Вы говорили о том, что молодежь охотно идет на курсы докеров-механизаторов. Можно ли из этого сделать вывод, что сегодня формируется коллектив, которому предстоит выводить предприятие на новый виток его истории?

- Пожалуй, можно. Потому и выходят сегодня на первый план проблемы производственной и технологической дисциплины, культуры производства в целом, проблемы профессионального мастерства. Усть-Донецкий порт в свои лучшие годы был образцовым предприятием. Надо, чтобы новое поколение портовиков унаследовало лучшие традиции.

Конечно, в кризисные годы порт покинуло много настоящих мастеров, и нехватка опытных, высококвалифицированных кадров довольно ощутима. Но они есть, они играют в коллективе первую скрипку, и, слава Богу, молодежи есть, у кого учиться и есть, с кого брать пример. Проблема кадров уже не стоит так остро, как два-три года назад. Я бы даже сказал, что на первый план выходит другая проблема - технической вооруженности. Ведь крановое хозяйство порядком изношено, а нам предстоит дальнейшее увеличение объемов. Только серы грузовладелец обещает поставить около полутора миллионов тонн.

- Значит ли это, что нынешней зимой, по примеру прошлой, значительные средства будут направлены на ремонт портальных кранов и другой перегрузочной техники?

- Гораздо более значительные. Нам предстоит привести в рабочее состояние несколько кранов, которые до последнего времени не были задействованы, да и те, что работают, требуют основательного ремонта. В то же время вновь планируем зимнее накопление серы. Так что длительных отпусков без содержания, к которым люди уже стали привыкать, этой зимой не будет. Будет работа, будет зарплата.

- Каковы ваши прогнозы на навигацию 2005 года? Возможно, ожидаются какие-то новые грузопотоки?

- Прогнозы вообще вещь неблагодарная, а в нашем деле - тем более. Ведь успех навигации зависит не только от усилий коллектива порта, но и от слаженной работы со смежниками - железной дорогой, судоходными компаниями. Конечно, будем наращивать объемы. Основным грузом остается сера, об этом я уже говорил. Наша коммерческая служба ведет постоянный поиск новых заказов, ведутся переговоры, но озвучивать какие бы то ни было планы в стадии "протокола о намерениях" мне не хотелось бы. Вы видели в этом году на наших причалах и лес, и металлоизделия для пищевых предприятий, поступившие из Греции, и металлические шпунты в адрес реконструируемого Кочетовского гидроузла. Будут и в 2005 году новые грузы, работаем над этим.

В качестве грузопотока стратегического значения могу назвать щебень карьеров Северского Донца. Это, исходя просто из географического положения, наш груз, и перспективы тут довольно большие.

- Администрация района ведет сейчас переговоры с весьма серьезной строительной фирмой о начале жилищного строительства в поселке Усть-Донецком на принципах ипотеки. Примет ли порт участие в этой программе?

- Безусловно. Для нас это, прежде всего, возможность привлечения квалифицированных кадров. Кстати, мы в этом году выдали ссуды на приобретение жилья двум специалистам. Думаю, что это выгодное вложение средств.

- Что ж, спасибо за интервью. Остается лишь пожелать вам и всему коллективу Усть-Донецкого порта успехов в новом году.

- Спасибо!

опубликовано в № 6 (18), 2004 год
Леонид Орешкин
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru