Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 апреля 2024
Порты

В Усть-Донецком появится новый док

Приближается к завершению строительство нового докового комплекса на Усть-Донецком судостроительно-судоремонтном заводе. Введение его в эксплуатацию, которое планируется в сентябре 2005 года, позволит предприятию вести полный ремонт судов доковым весом до 800 тонн, значительно увеличить объем судоремонтных работ и развивать судостроение. А это уже совершенно иной масштаб деятельности, открывающий новые перспективы.

В 60-е - 70-е годы прошлого века к Усть-Донецкой ремонтно-эксплутационной базе флота было приписано 20 теплоходов грузоподъемностью 2000 тонн, а также до 25 барже-буксирных составов. Число работающих, включая плавсостав, доходило до 80 человек. Наряду с Усть-Донецким портом, база считалась градообразующим предприятием.

Со временем количество судов сокращалось, практика показала, что рациональнее развивать производство в одном направлении, и таким направлением стал судоремонт. В кризисные 90-е годы старые суда были утилизированы, а те, что находились в рабочем состоянии, переданы ОАО "Донречфлот". Сама база стала филиалом "Донречфлота" и существовала в таком статусе несколько лет.

С января 2003 года старейшее предприятие поселка получило новое название - ОАО "Усть-Донецкий судостроительно-судоремонтный завод", а вместе с ним и статус самостоятельного юридического лица, оставаясь в содружестве предприятий, объединенных в ОАО "Донречфлот". В Усть-Донецком появится новый док

Первые два года самостоятельной деятельности предприятия были очень напряженными. Прежде всего это было связано с финансовыми трудностями: значительные средства вкладывались в строительство докового комплекса, которое предприятие ведет собственными силами. И тем не менее, общий объем ремонтных работ ежегодно увеличивался на 5-6 миллионов рублей: в 2003 году он составил 32 миллиона рублей, в 2004 году - 38 миллионов рублей. В 2005 году руководство предприятия планирует довести объем ремонтных работ до 43 миллионов рублей. И если в 2002 году среднемесячная заработная плата рабочего составляла 2800 рублей, то уже в 2004 году она увеличилась почти вдвое и составила 5300 рублей.

Накануне Нового 2005 года мы побывали на Усть-Донецком судостроительно-судоремонтном заводе, встретились с генеральным директором Александром Колосовым, ведущими специалистами. Как они оценивают перспективы предприятия?

Александр Колосов уверен: к 2010 году объем судоремонтных работ составит не менее 100 миллионов рублей. На чем основана такая уверенность? Заметно растущие в последние годы объемы перевозок речным флотом требуют большего количества судов, а на закупку новых у судоходных кампаний средств пока маловато. Реальный выход - в реновации судов старых поколений, оснащение их современным оборудованием. Таким образом можно продлить рабочую жизнь теплоходов минимум на 10 лет. И таких судов сегодня немало.

В то же время техническая вооруженность и производственные площади Усть-Донецкого судостроительно-судоремонтного завода позволяют сегодня вести любые виды ремонта. В прошедшем году, например, были капитально отремонтированы два танкера грузоподъемностью 450 и 600 тонн с полной заменой корпусов.

Не всякое судоремонтное предприятие Азово-Донского бассейна имеет причальную стенку длиной 350 метров. У устьдончан она есть. Здесь в пределах действия портального крана можно поставить одновременно 8 теплоходов-двухтысячников. Плюс к этому - собственная кислородная станция, полностью обеспечивающая потребности предприятия.

Однако до последнего времени одно "но" долго сдерживало наращивание объемов ремонта: имеющейся на предприятии док- кессон обеспечивает докование судов только до 60 метров длиной. Поэтому два года назад дирекция приняла решение о строительстве нового докового комплекса, для ремонта судов (включая корпусные работы) доковым весом до 800 тонн.

Дело это сложное и дорогостоящее: в новый комплекс устьдончане уже вложили более 12 миллионов рублей, 5-6 миллионов рублей еще придется вложить. Но судоремонтники твердо рассчитывают ввести в эксплуатацию новый доковый комплекс к началу нового сезона - в сентябре 2005 года. Слишком много средств вложено в строительство, пора получать отдачу. По расчетам экономистов, док окупится в течение 3-4 лет.

С введением в эксплуатацию докового комплекса руководство завода планирует увеличить долю судостроения в общих объемах производства. О том, какие это будут суда, говорить пока рано, коммерческая служба изучает спрос. Но в целом в перспективности этого направления уверены и экономисты, и инженеры.

Слабая сторона судоремонтных предприятий - сезонность, самая интенсивная работа приходится на межнавигационный период. Развитое судостроение позволит более эффективно использовать имеющееся оборудование, обеспечить людей работой в течение всего года. С этой же целью на заводе собираются открывать новые непрофильные производства. Собственно, такой опыт уже есть, металлоизделия судоремонтников пользуются неплохим спросом, но все же объем заказов невелик. Инженерная и экономическая службы ищут оптимальные варианты, изучают опыт прошлых лет. В 70-х годах, например, тогда еще Усть-Донецкая РЭБ флота успешно сотрудничала с Новочеркасским электровозостроительным заводом, поставляя отдельные детали для производства электровозов.

Одна из серьезных проблем для судоремотников сегодня - ощутимый недостаток высококвалифицированных кадров. Ведь требования к профессиональному мастерству здесь особые. Собственная база для подготовки высококлассных сварщиков, электриков, токарей недостаточна. Попытка заключить договор с Константиновским профтехучилищем успеха не имела. Похоже, что отсутствие продуманной, отлаженной системы профессионального образования при наметившемся подъеме производства становится проблемой государственного значения, и решать ее нужно на федеральном уровне.

Мы побывали на Усть-Донецком судостроительно-судоремонтном заводе в начале предновогодней недели. Год завершился успешно, да и с планами на следующий год на предприятии есть полная определенность. Правда, объемы зимнего ремонта пока составляют только 90 процентов прошлогодних, но у причальной стенки теснятся десятки судов, коммерческая служба ведет переговоры с их владельцами, и заказы на ремонт еще наверняка будут. Серьезный заказ поступил с Кочетовского гидроузла, где началась реконструкция шлюзов. В общем, работа есть. А работать усть-донецкие судоремонтники умеют.

опубликовано в № 6 (18), 2004 год
Леонид Орешкин, Фото автора
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru