Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
Железная дорога

Железные дороги грузов не боятся

Зима в очередной раз добавила хлопот железнодорожникам, как, впрочем, и всем остальным перевозчикам пассажиров и грузов. В конце прошлого года главной темой обсуждения на всех уровнях было скопление вагонов на подходах к портам. А в начале 2005 года железнодорожникам пришлось немало потрудиться, чтобы обеспечить нормальный режим работы железнодорожного транспорта в условиях сильных снегопадов и гололедицы, а также взять на себя возросший пассажиропоток из-за нелетной погоды и заносов на автотрассах. Таким образом, железная дорога еще раз доказала надежность железнодорожных перевозок по сравнению с остальными видами транспорта.

Объемы перевозок растут…

В 2004 году Северо-Кавказская железная дорога через припортовые станции перевезла 53 миллиона тонн экспортных, импортных и транзитных грузов, что на 24 процента больше, чем в 2003 году. При этом 50 миллионов тонн составили экспортные и транзитные грузы, а 3 миллиона тонн - импортные. Железные дороги грузов не боятся

Такое увеличение - почти на 12 миллионов тонн по сравнению с прошлым годом - связано со значительным ростом переработки грузов в Махачкалинском морском торговом порту, нефтяных грузов на станциях Новороссийск и Грушевая, а также ростом перевозок удобрений. Этому способствовало и перераспределение в 2002-2003 годах части черных металлов Магнитогорского металлургического комбината из Новороссийска на Азовский и Махачкалинский порты. По прогнозам аналитиков отдела маркетинга Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания, к 2010 году объем перевозок через припортовые станции Северо-Кавказской железной дороги вырастет до 137 миллионов тонн грузов в год.

В минувшем году на Северо-Кавказской железной дороге возросла и погрузка грузов, предназначенных для отправки на экспорт. За год было погружено 13 миллионов тонн, что составило 125 процентов к предыдущему периоду. Только нефти и нефтепродуктов погружено более четырех миллионов тонн. Прирост достигнут благодаря тому, что в августе-сентябре 2003 года были начаты работы по наливу нефтепродуктов на станции Тихорецкая назначением на нефтебазу Кавказ, порт Одесса и порт Феодосия. Импортерами нефти являются Турция и Италия.

На 40 процентов возросла погрузка удобрений, достигнув более трех миллионов тонн. Это произошло за счет сложившихся благоприятных условий рынка сбыта и интенсификации производства холдинга "Еврохим".

Устойчивую динамику роста переработки экспортно-импортных грузов в последние годы показывает припортовая станция Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Если в 2000 году там перерабатывали 13,7 миллиона тонн, то в 2003 - уже 18,6 миллиона тонн, или на 36 процентов больше. В 2004 - этот объём возрос до 21,2 млн. тонн, или на 154%.

Портовые терминалы, расположенные на станции, обеспечивают более 40 процентов общего объема экспортно-импортных грузов, перерабатываемых припортовыми станциями СКЖД. А если рассматривать станцию Новороссийск в комплексе со станцией Грушевая (нефтеперевалочный комплекс Новороссийского торгового порта "Шесхарис"), то ее доля в общем экспортно-импортном грузообороте дороги достигает 60 процентов.

Если рассматривать работу портовых терминалов, примыкающих к станции Новороссийск, то наибольший объем перевалки обеспечивает Новороссийский морской торговый порт. Его доля в общем экспортно-импортном грузообороте станции составляет порядка 60 процентов (без учета перевалки нефтепродуктов на нефтеперевалочном комплексе "Шесхарис").

Значительно возросли перевозки руды (железорудных окатышей и брикетов) Лебединского и Оскольского металлургических комбинатов, которые отправляют свою продукцию в основном в Ирландию. Рудные грузы Михайловского комбината идут сообщением в Болгарию и Китай. В дальнейшем планируется увеличение объемов перевозок этого рода груза.

…а складов не хватает

Однако тенденция увеличения объема перевозимых грузов Северо-Кавказской железной дорогой имела и отрицательную сторону. К примеру, на складах порта Новороссийск, которые рассчитаны на объем груза порядка 600-650 тысяч тонн, лежало в некоторые моменты более 800 тысяч тонн, что вызвано плохим подходом морских судов.

В свою очередь перегрузка складов и недостаточные перегрузочные мощности портов Азово-Черноморского бассейна создают большое накопление потока вагонов в ожидании выгрузки. В конце ноября - начале декабря на подходах к Новороссийску скапливалось порой до 40 брошенных поездов, которые не принимались "по погодным условиям", а реально - из-за недостатка мощностей по разгрузке. Ситуация осложняется погодными условиями, штормами, ветрами, которыми богато Черное море. Среди брошенных поездов - составы с наливными грузами, зерном, рудой, минеральными удобрениями. В условиях недостаточности мощностей портов Юга России Северо-Кавказская магистраль порой вынуждена держать часть подвижного состава в виде "склада на колесах".

На расширенном совещании в Краснодаре с участием руководства СКЖД и южнороссийских портов начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Воробьев призвал портовиков ускорить работу с грузами для ликвидации "брошенных" поездов, которых, по данным на 1 февраля 2005 года, скопилось более 70.

Железнодорожники всерьез озабочены неудовлетворительным состоянием разгрузочного процесса. Стоит заметить, что портовикам хорошо известно о недовольстве их работой в управлении железной дороги. Не решает проблему и логистическая система - АСУ "Грузовой экспресс", разработанная и внедренная железнодорожниками на станции Новороссийск.

Потери Северо-Кавказской железной дороги от простоя грузовых поездов на припортовых станциях и подходах к портам исчисляются миллионами рублей ежесуточно. Кроме потерь от непроизводительного использования вагонов, дорога несет убытки от механического повреждения вагонов в портах. Так, за 11 месяцев 2004 года было повреждено 803 вагона, в том числе 47 вагонов стивидорными компаниями на общую сумму 737 тысяч рублей. Вопреки многочисленным призывам со стороны руководства железной дороги об ускорении перегрузочного процесса и предупреждениям о возможном принятии жестких мер, ситуация до сих пор остается напряженной.

Перевозки в Украину и Грузию официально узаконены Железные дороги грузов не боятся

Через паромную переправу порта Кавказ Северо-Кавказская магистраль с этого года будет осуществлять международные перевозки грузов в двух направлениях - в Украину и Грузию. Как уже сообщалось, открытие железнодорожного паромного сообщения между Россией и Украиной в Керченском проливе возобновлено в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Задача паромной переправы Порт Кавказ-Поти - облегчить транспортное сообщение между Россией и бывшими республиками Закавказья, наладить взаимовыгодные международные связи.

В связи с этими событиями в январе 2005 года железнодорожной станции Кавказ СКЖД присвоены дополнительные экспортные коды. Для учета перевозок грузов и транзитных перевозок между железнодорожными администрациями России и Украины через порты Кавказ и Крым, паромной переправе Крым-Кавказ станции Кавказ СКЖД присвоен дополнительный экспортный код с названием "Крым-Кавказ".

Еще один дополнительный код с названием "Кавказ (паром экспорт на Поти)" присвоен станции для учета перевозок грузов и транзитных перевозок в международном сообщении между железнодорожными администрациями России и Грузии через порты Кавказ и Поти. Теперь перевозки Северо-Кавказской магистрали сообщением в Украину и Грузию официально узаконены международными транспортными стандартами.

Снегопад и гололед движение не остановят Железные дороги грузов не боятся

Путейцы Северо-Кавказской железной дороги успешно справляются с последствиями обильного снегопада и гололеда. Движение поездов по магистрали осуществляется по графику.

30 января обильный снегопад и гололед сделали практически непроезжими многие улицы Ростова-на-Дону и городов области. Из-за оборванных проводов не вышли на трассу троллейбусы и трамваи. Был закрыт местный аэропорт. Около 500 путейцев различных дистанций Ростовского отделения СКЖД трудились днем и ночью, расчищая стрелочные переводы, чтобы движение поездов продолжалось строго по графику. На таких дистанциях, как Шахтинская, Таганрогская, Лиховская, Белокалитвинская и Миллеровская, где выпало наибольшее количество снега, успешно использовались снегоуборочные машины.

Немало потрудились и железнодорожные энергетики. Электровозы с вибропантографами, предназначенные для обивания снега и гололеда на проводах, работали на участках Каменоломни-Александровка-Каменоломни-Кизитеринка, Успенская-М. Курган-Таганрог-2 и ряде других. Всего, таким образом, были очищены от снега и гололеда около 400 километров проводов. Сложности в движении создавало и падение обледеневших деревьев на провода. Но все повреждения устраняли с максимальной скоростью.

1 февраля на линии и ветвях Северо-Кавказской магистрали, пролегающей по территории Ростовской области, в уборке снега и наледи были задействованы около шестисот сотрудников дистанций пути . А на таких станциях, как, например, Ростов-Товарная посильную помощь в расчистке стрелочных переводов оказали и представители управления СКЖД. В частности, с 9.00 на работы по уборке снега отправились семьдесят сотрудников управления и отделения дороги - работники хозяйственного отдела, юридической службы, Ростовской дистанции сигнализации и связи. Примечательно, что помогать коллегам-путейцам отправились и представительницы слабого пола, что вполне подтверждает истину о том, что на железной дороге они не являются такими уж слабыми.

В связи с закрытием ростовского аэропорта и автомобильного движения по федеральной автотрассе "Дон" руководство Северо-Кавказской магистрали изыскало резервы для перевозки пассажиров в условиях безальтернативного выбора вида транспорта - железнодорожного. Так, с 30 января в состав поезда № 19/20 "Тихий Дон" сообщением Ростов-Москва включены два дополнительных вагона.

Сегодня ежедневно на направлении север-юг через Ростов-на-Дону следуют 80 пар пассажирских поездов дальнего следования, что весьма немаловажно в условиях ограничения перевозок автомобильным и воздушным транспортом.

Северо-Кавказская железная дорога назначила дополнительный пассажирский поезд местного сообщения Ростов - Ремонтная. Пассажирская дирекция "Донэкспресс", обеспечивающая перевозки жителей Ростовской области, прилагает максимум усилий для своевременной и гарантированной отправки пассажиров в пункты назначения.

"Атаман Платов" стал фирменным

Железные дороги грузов не боятся

Прежде чем получить статус "фирменный", скорый поезд "Атаман Платов" прошел жесткую процедуру сертификации в государственном регистре. А требования отраслевого стандарта качества очень высокие. В составе обновленного "Платова" курсируют новые вагоны, полученные Северо-Кавказской железной дорогой в 2004 году, а также вагоны, введенные в эксплуатацию после капитально-восстановительного ремонта.

В течение прошлого года были подготовлены три состава этого поезда, включающие в себя вагоны СВ, купе и плацкартные. Все вагоны - новой серии, имеющие самый современный интерьер и высококачественное оборудование. Дорога вложила значительные средства в полное обновление интерьера вагонов, тщательно подбирался персонал.

В состав поезда включены вагоны бизнес-класса и эконом-класса. Кроме того, в зависимости от степени желаемого комфорта, пассажир может проехать в вагоне СВ в пределах от 3687 до 4495 руб., в вагоне купе - от 1750 до 2205 руб. Те же, кто привык пользоваться в поездке плацкартными вагонами, заплатят 774 руб. за взрослый билет и 271 руб. за билет детский.

Одним словом - выбор большой, и у каждой категории вагонов уже существует своя "клиентура". Хочется отметить, что при средней январской населенности поезда - 370 человек, 30 процентов из них имеют возможность совершать поездки в плацкартных вагонах, что является исключительно инициативой Северо-Кавказской магистрали в соответствии с материальным положением населения Юга страны. К примеру, в поездах железных дорог стран СНГ и Восточноевропейских государств подобное распределение мест не практикуется в угоду всеобщей стопроцентной комфортизации поездок.

Теперь жители города Ростова-на-Дону могут ежедневно отправляться в Москву на новом фирменном поезде в 18.27, прибывая в столицу в 14.50. Из Москвы поезд отправляется в 18.45 и прибывает в Ростов в 14.41. С присвоением скорому поезду "Атаман Платов" статуса фирменного количество его пассажиров увеличилось в два раза.

ОАО "РЖД" к обслуживанию льготников готово

10 ноября 2004 года президентом ОАО "РЖД" Геннадием Фадеевым и руководителем Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Вячеславом Прохоровым была утверждена Программа мероприятий по обеспечению бесплатного проезда граждан - получателей социальных услуг на железнодорожном транспорте в 2005 году. Некоторые аспекты этой программы, а также вопросы монетизации льгот обсуждались на Всероссийской селекторной видео-пресс-конференции с участием первого вице-президента ОАО "Российские железные дороги" Хасяна Зябирова, которая состоялась 16 декабря 2004 года.

Реализация мер по предоставлению бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, а также на междугороднем транспорте - к месту лечения и обратно - будет осуществляться в рамках заключенного договора.

В соответствии с заключаемым договором за оказание услуг по перевозке граждан - получателей социальных услуг ОАО "РЖД" планируется перечислить 5,888 миллиарда рублей. После принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" данная сумма согласно договору может быть скорректирована. Это позволит сократить убытки пригородного пассажирского комплекса в 2005 году на 17,8 процента. Но вышеназванные мероприятия не смогут в полной мере ликвидировать убыточности пригородного комплекса.

Принятие Федерального Закона - это только первый шаг к сокращению убыточности пригородных перевозок. Для того чтобы ликвидировать убыточность, в настоящее время необходимо определить порядок погашения выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан. Так, не решен вопрос с компенсацией выпадающих доходов от перевозки пассажиров силовых структур (МВД, ФСБ, сотрудников внутренних войск), а также студентов и школьников.

Кроме того, учитывая социальную значимость перевозок, действующий тариф в настоящее время ниже себестоимости перевозок в 3 раза (5,2 рубля - тариф в целом по сети железных дорог, 15,3 рубля - себестоимость перевозки). Убытки от низкой стоимости тарифа по итогам 2004 года составят 19,8 миллиарда рублей.

Для организации проезда граждан - получателей социальных услуг в настоящее время ведется работа по техническому оснащению билетных касс, производится корректировка программного обеспечения, а также обучение билетных кассиров и другого обслуживающего персонала. Граждане - получатели социальных услуг для оформления проезда должны будут обратиться в билетную кассу и при предъявлении документов, подтверждающих статус данной категории, в ряде случаев - документ, удостоверяющий личность, и оформить проездной документ на необходимый маршрут следования.

В настоящее время ОАО "РЖД" осуществляет пригородные перевозки в 74 субъектах федерации. С 20 субъектами уже заключены договора на обслуживание по новому законодательному акту, то есть в условиях монетизации льгот. Меры социальной поддержки регионы разрабатывают сами в зависимости от бюджетных возможностей и потребностей.

Так, договор, заключенный Северо-Кавказской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" с администрацией Ростовской области, предполагает натуральные льготы для ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных и впоследствии реабилитированных граждан при пользовании услугами пригородного движения. В Краснодарском крае льготы этих категорий полностью монетизированы, а в Ставропольском крае предоставляются натуральные льготы, то есть их обладатели имеют возможность осуществлять льготный проезд без оплаты деньгами, а железная дорога будет получать оплату за их проезд из бюджетных средств субъекта федерации.

По всем вопросам, связанным с монетизацией льгот и льготным проездом на железнодорожном транспорте, можно обращаться в ОАО "РЖД" по круглосуточному бесплатному телефону: в Москве (095) 262-50-50, в Ростове-на-Дону (863) 238-36-49.

опубликовано в № 6 (18), 2004 год
По материалам службы по связям с общественностью Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru