xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
27 декабря 2024 |
|
Автопарк Как добиться четкой работы пассажирского транспорта?Об этом шел разговор на Всероссийском семинаре, посвященном реформированию городского пассажирского транспорта, который проходил в Ростове ЗО и 31 мая. Южная столица России была выбрана для обобщения опыта реформирования городского пассажирского транспорта, конечно же, не случайно. Ростов наряду с Владимиром стал пилотным городом, где отрабатываются все вопросы по пассажирскому транспорту, начиная от создания законодательной базы. Открывая семинар, мэр Ростова М.А. Чернышев подчеркнул, что транспортные проблемы затрагивают интересы каждого жителя. При внешнем благополучии у нас достаточно много неувязок. В первую очередь, беспокоит финансовое обеспечение на рынке транспортных услуг - от его сбалансированности напрямую зависит создание нормальных условий для перевозчиков и пассажиров. КОГДА НЕТ СРЕДСТВ, НЕТ И АВТОБУСОВСостояние дел в транспортной отрасли подробно проанализировал заместитель руководителя Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Москвичев Е.С. Он отметил, что доля прибыльных предприятий возросла до пятидесяти процентов, платежи во все виды бюджета составили более одиннадцати миллиардов рублей. Сократилась задолженность по выплате заработной платы, вырос объем инвестиций на приобретение подвижного состава. На территории России сейчас действуют более тридцати тысяч автобусных маршрутов - городских, пригородных и междугородних, протяженностью более одного миллиона километров. Их обслуживает около двух тысяч автотранспортных предприятий. Проблема в том, что за последнее десятилетие парк автобусов уменьшился более чем на тридцать тысяч единиц. Около семидесяти процентов эксплуатируемых в настоящее время маршрутных автобусов давно выработали сроки амортизации, и половина из них подлежат безотлагательному списанию по категории обеспечения безопасности дорожного движения. Хотя ежегодная минимальная потребность в обновлении автобусного парка составляет четырнадцать тысяч машин, в 2001 году предприятия автотранспортного комплекса приобрели лишь пять тысяч новых автобусов. Причина в том, что амортизационные отчисления не позволяют сегодня аккумулировать финансовые ресурсы в объемах, достаточных для замены списываемого парка. Обновить его исключительно за счет региональных, местных бюджетов сейчас тоже нереально. Представители отдельных транспортных предприятий бьют тревогу - уменьшение парка подвижного состава вынуждает их сокращать маршрутную сеть. Значительно уменьшились и объемы легковых таксомоторных перевозок. В то же время пассажиропоток возрастает, и это заставляет местные власти искать пути решения проблемы. Однако, по статистическим данным, уже в двадцати четырех субъектах Российской Федерации, в том числе и в Ростовской области, показатель использования пассажирского транспорта постепенно нормализуется. В этом представители Минтранса убедились воочию, организовав ряд выездных командировок. Накануне Всероссийского семинара побывали в Ставропольском крае - здесь уже выделяются немалые дотации на развитие общественного городского транспорта. По мнению специалистов Минтранса России, резкое снижение объемов перевозок населения в стране не было допущено благодаря активной деятельности не только транспортных предприятий, но и органов местного самоуправления. Многое сейчас зависит и от коммерческих перевозчиков. Сначала они работали индивидуально, но в последние годы стали объединяться и создавать транспортные предприятия. Уже существуют и транспортные ассоциации, которые активно налаживают деловые контакты с административными органами. ПОЧЕМУ УЧАСТИЛИСЬ "ЧП" НА ДОРОГАХ?На Всероссийском семинаре обсуждался и такой острый вопрос, как размер заработной платы водителей. Сегодня она составляет полторы тысячи рублей в месяц, к тому же постоянная бюджетная задолженность вызывает задержки с ее выплатой. Это сказывается как на социальной обстановке в трудовых коллективах, так и на качестве транспортного обслуживания населения. Рост дорожно-транспортных происшествий вырос до двадцати процентов. Это происходит и на пассажирских предприятиях, в большинстве которых нет ремонтных рабочих. Средний возраст водительского состава - сорок семь лет, поэтому на семинаре шла речь о том, чтобы на федеральном уровне рассмотреть новые программы для обучения водителей. На семинаре обсуждались вопросы развития отечественного автомобилестроения, В этом направлении правительство уже работает - в прошлом году предприятиями авто-прома было изготовлено свыше четырнадцати тысяч городских автобусов. Однако средняя стоимость автобусов отечественного производства составляет не менее пятидесяти тысяч долларов. Большая часть подвижного состава малой вместимости приобретается частниками и предприятиями за свои средства, поэтому они вынуждены покупать подержанные автобусы за рубежом. Сейчас Минтранс обратился с письмом к правительству с просьбой о выделении денежных средств в виде погашения большей части кредита на приобретение нового транспорта для пассажирских предприятий. В федеральной целевой программе "Реформирование городского пассажирского транспорта" уже заложены денежные средства на 2003 год. Планируется также создание лизинговой компании при Министерстве транспорта с государственным пакетом акций. ВСЕМИРНЫЙ БАНК СПЕШИТ НА ПОМОЩЬК решению проблемы, связанной с приобретением нового транспорта, подключился Международный Банк Реконструкции и Развития. В 2001 году завершена реализация проекта "Городской транспорт", где использовались средства этого банка. В ходе реализации проекта пассажирским предприятиям было поставлено около полутора тысяч городских автобусов, сорок троллейбусов, восстановлено свыше тысячи единиц подвижного состава городского транспорта. Заключены контракты на поставку диагностического и гаражного оборудования, компьютеров для вычислительных центров транспортных предприятий, специального оборудования для систем управления муниципальным транспортом. В рамках технического содействия проведено обучение пятисот специалистов по программам совершенствования управления системой городского транспорта. Но, несмотря на оказываемую помощь, быстрых решений в реформировании городского пассажирского транспорта не предвидится. Очевидно, уйдет несколько лет, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Это мнение зарубежных экспертов высказал на семинаре в Ростове старший консультант Всемирного Банка Реконструкции и Развития М. Дикерсон. Однако, на его взгляд, нужно дорожить низким стартовым уровнем в России, когда на одну тысячу жителей приходится всего двести личных автомобилей, и поэтому число пользователей услугами городского транспорта составляет более 90 процентов. В зарубежных странах, наоборот, не удается заставить владельцев частных автомобилей, коих большинство, пользоваться городским транспортом. В Европе даже вынуждены идти на радикальные меры, например,ввести штрафы. В России -- другие проблемы, здесь собираются развивать систему пассажирского транспорта. На последнем совещании транспортников в Твери, в котором приняли участие представители двадцати субъектов РФ, уже определены основные позиции на ближайшие годы. Речь, в частности, шла об адресной компенсации гражданам, пользующимся государственными льготами. На семинаре в Ростове представители Минтранса сообщили, что уже несколько месяцев они работают по этому вопросу с Минфином и Министерством экономики РФ. Подписан проект федерального закона об адресной компенсации, в июне на парламентском слушании он будет предложен к рассмотрению. Денежную компенсацию льготники смогут получать дополнительно к пенсии или к заработной плате. Появляется надежда - если даже пятьдесят процентов льготных категорий пассажиров перейдут на адресную помощь, у перевозчиков будут средства для стабильной деятельности. ДЕБАТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫМинистерство транспорта настроено на то, чтобы исключить случайных перевозчиков. По этому поводу сейчас разгораются дискуссии. Минтранс проводит конкурсы на право обслуживания пассажирских маршрутов, а Министерство по антимонопольной политике этому протестует, считая, что любой транспортный оператор сегодня имеет право получить лицензию. В свою очередь Минюст поддерживает работу на конкурсной основе, уже подготовлено специальное письмо с тем, чтобы провести совещание с Министерством по антимонопольной политике. Участникам Всероссийского семинара было рекомендовано познакомиться с опытом реформирования пассажирского транспорта в Ростове, где конкурсная система себя оправдала - муниципальный и коммерческий транспорт работают взаимосвязанно и четко. Уже в двадцати двух субъектах РФ приняты правила организации перевозок. На федеральном уровне таких правил больше не будет, - сообщили участникам семинара. Но Департамент автомобильного транспорта в 2002 году все-таки разработает региональную программу по сертификации и обязательному инструментальному контролю, который нужно проводить два раза в год, учитывая к тому же, что средний возраст подвижного состава сегодня составляет 10-12 лет. Перспективный план развития законодательной базы уже сформирован. Теперь нужно окончательно определить те нормативные документы и региональные права, которые необходимы для реформирования транспортной системы в России. Появляющаяся новая информация будет известна не только участникам семинаров и совещаний - она заносится на интернет-сайт службы "Росавтотранс". Здесь уже размещены 22 закона и 46-ти постановлений субъектов РФ, а также Программа реформирования городского пассажирского транспорта. Минтранс ждет деловых предложений, тем более что вопросов для обсуждения накопилось множество. Это - правовые и экономические проблемы, маркетинговая стратегия, роль федеральных и местных властей в проведении реформ и многое другое. Одним Всероссийским семинаром, конечно же, всего не решить, нужно время. Но главное, что реформы поддерживаются, а это в конечном итоге влияет на качество транспортного обслуживания, в чем заинтересован каждый россиянин. Ведь все мы еще и пассажиры. опубликовано в №
3-4, 2002 год
Светлана НИКОЛАЕВА
|
|||
|