Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
Автопарк

Страхование гражданской ответственности: новый налог или социальная защита?

Вопрос о введении обязательного страхования для автовладельцев обсуждался в России на протяжении последних двадцати лет, в то время как в развитых странах оно уже давно действует. Теперь, когда Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" принят, автомобилистов волнует другое: как будет реализовываться этот социально-значимый закон и какую страховую компанию выбрать в большом многообразии предложений? О положении дел на страховом рынке Юга России и некоторых особенностях нового закона рассказывает руководитель Ростовской межрегиональной инспекции страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации Николай Калюжный:

- Сейчас на территории Южного федерального округа работают 67 местных страховых компаний и 127 филиалов страховых организаций, зарегистрированных вне территории, поднадзорной инспекции. Они удачно дополняют друг друга. Причем, некоторые местные компании оказывают эксклюзивные услуги, которые не имеют даже федеральные страховщики. Следует подчеркнуть, что деньги, собранные филиалами крупных страховых компаний, используются преимущественно в Южном федеральном округе. Большая часть всех заключенных договоров приходится на Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Менее развиты в части предоставления страховых услуг такие республики, как Северная Осетия - Алания, Ингушетия, Карачаево-Черкессия. В Чечне страхового рынка вообще нет. Подобную неоднородность, конечно, нужно преодолевать, поскольку граждане посредством мощного страхового фонда должны быть социально защищены в любом субъекте Федерации. А это первоначально возможно на основе обязательных видов страхования, пока не сформировалось общественное мнение и страховая культура россиян. У нас в стране новый закон почему-то пытаются трактовать как дополнительный социальный налог. Это в корне неверно, так как главной целью ставится оказание своевременной и существенной помощи участникам дорожно-транспортных происшествий. Конечно, не всем компаниям будет предоставлено право на этот вид страхования. Договоры обязательного страхования с автовладельцами смогут заключать только те, кто занимается страхованием автогражданской ответственности не менее двух лет и дополнительно получит в Департаменте страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации лицензию на этот вид страхования. Новый закон начнет действовать с 1 июля 2003 года. В течение шести месяцев владельцы транспортных средств должны будут выбрать страховую организацию и оформить соответствующие документы. И уже с 1 января 2004 года начнут действовать меры административного воздействия за несоблюдение закона, и эксплуатация транспортных средств без страхового полиса обязательного страхования автогражданской ответственности будет запрещена. Поэтому первое, что нужно сделать человеку, прежде чем сесть за руль машины, - застраховать ее. Предполагается, что страховка легкового автомобиля юридического лица составит 21,6 доллара, легкового автомобиля физического лица - 18 долларов, прицепа к легковому автомобилю - 4,1 доллара, такси (в том числе маршрутное)- 49,4 доллара. Страховка автобуса вместимостью до 20 мест обойдется владельцу в 23,3 доллара, автобуса вместимостью более 20 мест - 27 долларов. Вводятся коэффициенты к страховой сумме в зависимости от численности населения, к примеру, в Москве он составляет 3,5 процента. Сумма ежегодной страховки будет утверждена отдельным нормативным актом, так что это лишь предварительные расчеты. В настоящее время осуществляется добровольное страхование гражданской ответственности. Пока водители страхуются неохотно, и обязательное страхование для них, поначалу, возможно будет казаться излишним. Но со временем они оценят положительно это "нововведение", которое за рубежом уже стало нормой жизни. Максимальная сумма страховой выплаты в нашей стране по закону составит 400 тысяч рублей. Ущерб от аварии установит эксперт независимой комиссии. Чтобы получить страховое возмещение, пострадавший должен будет обратиться в ГИБДД, зарегистрировать факт дорожно-транспортного происшествия. Одновременно нужно обязательно обратиться в страховую компанию, предоставить документы в подтверждение страхового события. Страховая компания в установленный срок произведет выплаты страхового возмещения. Компенсация ущерба, причиненного здоровью, и имуществу граждан и имуществу юридических лиц, в соответствии с законом, будет выплачиваться строго в сроки,установленные договором, а не после длительных судебных процессов, как это происходило раньше. Так что граждане России, на мой взгляд, с принятием закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и введением его в действие получат существенную защиту своих конституционных прав и свобод, плюс дополнительный стимул для безаварийной езды.

опубликовано в № 3-4, 2002 год
Светлана ЩЕРБАКОВА
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru