xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Автопарк Губит людей не КодексС 1 июля 2002 года вступил в действие новый Кодекс административных правонарушений (КоАП), который призван урегулировать процедуры привлечения к ответственности за те или иные правонарушения, в том числе в сфере перевозок легковым, грузовым и пассажирским транспортом, О том, как введение нового кодекса повлияет на безопасность дорожного движения, а также на взаимоотношения между участниками транспортного процесса и представителями правоохранительных органов, рассказывает известный адвокат, руководитель юридической консультации, специализирующейся по транспортным делам Алексей Дулимов: - Главные факторы безопасности движения, на мой взгляд, не в кодексе, а в сознании водителей и состоянии автомобильных дорог. Может быть, в нем заложена какая-то воспитательная сила, но здесь больше процессуальных аспектов. По идее, кодекс должен облегчить и ускорить решение спорных вопросов, которые могут возникнуть в общественной жизни, в том числе при эксплуатации транспортной техники. А вот как это получится на самом деле, покажет практика. Я бы хотел остановиться на некоторых статьях и главах нового Административного кодекса, которых раньше не было, и которые в корне меняют характер взаимоотношений между водителями и инспекторами. Новацией нового кодекса является введение отдельной главы (гл. 1), посвященной принципам административного производства, среди которых закреплен принцип равенства перед законом. Он устанавливает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от пола, расы,национальности, имущественного, должностного положения и так далее. Установлен принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица,привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Определен принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения, в соответствии с которым лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу не иначе, как на основании и в порядке, установленных законом. В новом кодексе исключена норма, содержавшаяся в прежнем документе и предусматривающая законодательно обеспеченную возможность применения такой санкции, как конфискация в административном порядке транспортных средств, являвшихся объектом административного правонарушения. Данная форма являлась прямым нарушением требований п. 3 ст. 35, п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В ныне действующем кодексе данная норма приведена в соответствие с конституционными положениями и предусматривает в качестве одного из видов административного наказания конфискацию, которая может осуществляться только в судебном порядке. Глава 3 прежнего кодекса "Административные взыскания" заменена на главу "Административные наказания". При этом несколько изменена формулировка целей административного наказания. В отличие от прежнего закона, в котором основной целью взыскания, как меры ответственности, являлось воспитание нарушителя в духе соблюдения законов и так далее, в новом кодексе основная цель носит превентивный характер. В новом КоАП отсутствует такой вид административного взыскания как исправительные работы, но при этом появился новый вид взыска ния дисквалификация лица (ст. 3.11.). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. В общих правилах назначения административного наказания установлено, что назначение наказания не освобождает лицо от обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Прежний кодекс содержал всего одну главу (гл.10), объединявшую нормы, посвященные вопросам регулирования административных правонарушений на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи. В ныне действующем кодексе данная глава преобразована, ее нормы разделены и выделены в отдельные главы.
Во многих статьях изменились диспозиции, названия, хотя их содержание осталось прежним. Например, статья 105 КоАП 1985 года называлась "Нарушение правил безопасности полетов", а статья 11.3 КоАП 2002 года - "Действия, угрожающие безопасности полетов". Диспозиция статьи здесь не изменилась. дусматривающие ответственность лиц и граждан за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию (статья 12.35), а также ответственность за воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств (ст. 12.36). Данная статья содержит описание следующих административных нарушений: блокировка колес, эвакуация транспортных средств, снятие номерных знаков, принудительное направление на сдачу экзаменов по теории и практике вождения лиц, получивших в установленном порядке водительские удостоверения. Она также регламентирует применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных административным кодексом. В отличие от прежнего КоАП, содержащего всего одну статью 115, посвященную нарушениям правил дорожного движения, новый кодекс выделил в отдельные статьи, детализировал и конкретизировал нарушения ПДД, составляющие административные правонарушения в нормах статей 12.9-12.29. Однако при этом в новом кодексе отсутствует прежняя норма (статья 118 КоАП 1985 года), предусматривавшая ответственность за нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение материального ущерба. Вместе с тем существенно расширился перечень случаев применения такого административного взыскания, как лишение специального права на управление транспортным средством, сопровождавшееся изъятием водительского удостоверения. В прежнем кодексе такое взыскание следовало за управление транспортным средством в состоянии опьянения, нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба. По новому кодексу, данная санкция, кроме перечисленных нарушений, предусматривается за превышение установленной скорости движения (статья 29.9), выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения (12.15), невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (стать 12.26) и другие. Лишение права управлять транспортным средством до действующему административному кодексу назначается судом. Лишение специального права в виде управления транспортным средством не может быть применено к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью. За исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Глава 27 нового кодекса содержит нормы, регулирующие порядок применения мер по обеспечению производства по административным нарушениям. Статья 27.1 содержит исчерпывающий перечень мер административного производства. В отличие от прежнего кодекса нормы нового закона, касающиеся процедуры применения норм, обеспечивающих административное производство, более детализированы. Так, в статье 27.12 нового кодекса "Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование" более детализирована процедура и порядок проведения отстранения и направления лица на медицинское освидетельствование. В частности, в ней указано, что об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения административного производства. В статье 27.13 "Задержание транспортного средства" новацией является применение к нарушителям правил эксплуатации, помимо запрещения эксплуатации транспортного средства,такая мера,как снятие государственных регистрационных знаков до устранения причин запрещения эксплуатации. В новом кодексе появилась новая глава, регулирующая порядок административного производства при нарушении таможенных правил. Среди административных правонарушений в области таможенного дела появились новые. Среди них: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, недекларирование, либо недостоверное декларирование транспортного средства, нарушение режима таможенной зоны, срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств и другие. Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что новый административный кодекс, вне всякого сомнения, более отвечает запросам времени, чем прежний. В праве существует принцип: хорош тот закон, который живет долго. Хотелось бы, чтобы новый кодекс соответствовал этому критерию. А заложенные в нем идеи не расходились с другим правовым принципом, что ответственность и наказание должны быть неизбежными и немедленными. В этом есть смысл. опубликовано в №
3-4, 2002 год
|
|||
|