Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
24 февраля 2020
История

Хазарский след в истории древних торговых путей

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...
А.С. Пушкин

Гений А. Пушкина и через два столетия после написания этих строк заставляет задуматься: а кто такие хазары? А почему они неразумные? Что мы знаем о Хазарии? Великая Хазария обеспечивала транзитные перевозки из Европы в Азию. Территориально Хазария находилась там, где в XIX начала строиться Владикавказская железная дорога. По сути дела Северо-Кавказская железная дорога - правопреемница Владикавказской железной дороги, продолжает традиции Великой Хазарии по транспортировке грузов из Европы в Азию. Таким образом, создание международного транспортного коридора Север-Юг есть восстановление традиционных транзитных перевозок, которые осуществлялись по территории Юга России в средние века. Тема Хазарии до недавнего времени была как бы неактуальна. Литературы по этому вопросу было опубликовано не много.

В последние годы написаны и опубликованы труды по истории Хазарии Льва Николаевича Гумилева - историка, археолога, философа. Читая Л. Гумилева приходишь к мысли: "...Как ни странно, некоторые события, пережитые нами в XX веке, находят себе объяснение в далекой истории, где заблуждения причудливо переплетаются с истиной, но истина их превозмогает".

Исследования Л.Гумилева позволяют по-новому оценить историю развития транзита грузопотоков через территорию Юга России, влияние транзита на экономику и политику страны.

Как доказал Л. Гумилев, хазары были оседлым народом, обитавшим в низовьях Терека и Волги, на территориях, ныне частично покрытых морем.

В составе хазар настоящими кочевниками были тюрки рода Ашина. Сами хазары были земледельцы, садоводы и рыболовы. У Терека, на окраине песчаных дюн ныне расположены станицы гребенских казаков. Есть серьезные основания считать гребенских казаков потомками православных хазар. Название "хазары" было известно уже первому русскому летописцу, автору "Повести временных лет", и с тех пор оно упоминалось в русской исторической литературе неоднократно. У хазар было два крупных города: Итиль на Волге и Семендер на Тереке. На востоке это царство граничило с Хорезмом, т.е. владело Мангышлаком и Устюртом, всеми степями Южного Приуралья.

Хазария активно торговала с Персией, Хорезмом и Византийской империей на юге, с Русью, Испанией и Францией на западе, с Великой Болгарией и Великой Пермью на севере. Хазария находилась посередине торгового пути между Китаем и Римом, между Азией и Европой.

Рим и Китай были связаны одним предметом - шелком. Шелковая одежда в те времена была мощным дезинфекционным средством в жарком климате. Внешняя торговля предметами роскоши повлияла на историю обеих империй и на соседние страны, не принимавшие в торговле непосредственного участия, но осуществлявшие обслуживание транспортного коридора, т.е. выполняющие экспорт транспортных услуг.

Отток золота из Рима привел к денежным затруднениям и неуплате жалованья солдатам в срок. Век III стал эпохой солдатских мятежей. С этого времени началось падение мощи Римской империи.

Китай от своего экспорта предметов роскоши и выгодной торговли пострадал не менее Рима. Приток римского золота привел к укрупнению латифундий и росту купцов, ростовщиков и чиновников. Скупались огромные земли, получаемые с них доходы легко обращались в золото, которое не пускали в оборот, а хранили как сокровище. Происходило изъятие из оборота капитала. Началось обнищание крестьянских хозяйств. Для Китая, как и для Рима, III век был расплатой за расцвет II века. Транзит грузов в древности имел решающее значение для экономики стран, также как и в наши дни.

Путь через степи вокруг Каспийского моря был труден и опасен, потому что дикие угры и воинственные болгары старались подстеречь и разграбить любой купеческий караван. Вот тут-то и обнаружилась ведущая роль хазар для организации транзитной торговли. В VI в хазары уже господствуют в степях севернее Каспия. Порядок, наведенный хазарами на всем пространстве степей от Черного моря до Аральского, способствовал развитию караванной торговли. Транзитные перевозки в те времена были очень выгодны.

Хазары создавали порты, караван-сараи, организовывали провод по степи караванов и их охрану. Все это давало мощные доходы. Крупный черноморский порт Самкерц ( Константин Порфирородный называл его Таматарха, а русские именовали Тмутараканью) расположен Рыл на мысу Таманского полуострова, на берегу Кс венского пролива. Это был крупнейший перевалочный пункт, где скрещивались многие морские и сухопутные дороги.

На транспортные пути Хазарии шли товары из Европы и Азии по морям, из верховий Северского Донца, Оскола и Дона, из предгорий Урала по Волге и Итилю. Через морские порты осуществлялась связь с богатыми странами Передней Азии и Византией. Экономика Хазарии опиралась на широкие международные торговые связи, установившиеся у нее с ближними и дальними народами и государствами.

Дорога по персидски - rah; корень глагола "знать" - don; знающие дороги - рахдониты. Так стали называть еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой. Торговля была баснословно выгодна, потому что торговали не товарами широкого потребления, нужными для населения, а предметами роскоши. Сюда и устремились эмигранты-евреи из Ирана и Византии.

Тюркютские ханы из династии Ашина по свойственной степнякам религиозной терпимости и благодушию считали, что их держава приобретает работящих и интеллигентных поданных, которых легко использовать для дипломатических и экономических поручений. Богатые евреи подносили хазарским ханам и бекам роскошные подарки, а красавицы еврейки пополнили ханские гаремы. В конце VIII века между Тереком и Волгой появилось множество детей от смешанных еврейско-хазарских браков. Как показала история, это имело последствия в развитии общества.

Право наследия.

Все евразийские племена считали ребенка членом рода отца. Законнорожденный ребенок имел долю в родовом имуществе, право на защиту, взаимопомощь и участие в родовых культах. Членство в роде определяло этническую принадлежность. Происхождение матери не имело значения.

У евреев этническая принадлежность совпадала с принадлежностью к общине. Право быть членом общины и, следовательно, евреем, определялось происхождением от матери-еврейки. В средние века это правило вело к изоляции еврейских этносов в странах Европы и Азии, где браки с еврейками возбранялись христианской и мусульманской религиями. В Хазарии таких ограничений не было. Сын хазарина и еврейки имел все права отца и возможности матери и ее еврейской общины. Т. е. его обучали еврейские раввины, община помогала ему делать карьеру или участвовать в торговле. Род отца защищал его от врагов и страховал в случае несчастий от бедности. А главное, сын хазарина мог занять любой руководящий пост, вплоть до кагана.

Сын еврея и хазарки был всем чужой. Он не имел прав на наследование доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться Талмуду в духовной еврейской школе. Он не получал поддержки ни у кого, кроме своих родителей, да и та была ограничена родовыми обычаями и религиозными еврейскими законами. Им не было места в жизни и Хазарии. Поэтому они ютились на окраине страны - в Крыму и исповедовали караизм, не требовавший изучения Талмуда.

Разделение хазарской знати и народа. Иудейская община в Итиле не только накопила огромные богатства, но и включила в свой состав ханов тюркской династии Ашина. Тюрки сохранили обычай многоженства, женились на прекрасных еврейках, а дети их, оставаясь царевичами, становились членами иудейской общины. Они изучали Тору и Талмуд, общались с родственниками своих матерей и женились по их совету на богатых невестах. Постепенно произошло разделение хазарской знати и народа, который тихо жил в роскошном оазисе дельты Волги, не принимал участия в делах государства.

В 803 г. влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки и превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку. По сути, это был политический переворот, при котором был сохранен легитимный принцип. Законный хан из рода Ашина принял веру своей матери и был принят в общину. Все государственные должности были распределены среди членов своей общины. Сам Обадия принял титул "пех" (бек), переведенное на арабский язык как "малик", т.е. царь. Он возглавил правительство при номинальном хане (кагане), находившемся с этого времени под стражей и выпускаемым напоказ народу раз в год.

Войска

Боевую силу хазары нанимали на юго-восточном берегу Каспия. Тамошние мусульмане охотно нанимались на службу в Хазарию, оговорив только, что не будут воевать против мусульман. Постоянный корпус наемной гвардии обеспечивал удержание в покорности собственный народ и окраины каганата. Такая система управления стоила намного дороже, чем традиционная тюркская. За наемную военную силу приходилось платить самим хазарам, превратившимся в собственной стране в покоренных бесправных подданных правительства, чуждого им этнически, чуждого по религии и задачам.

Для усиления влияния на западных соседей - степных мадьяр и Русский каганат в Киеве в 834 г. хазары построили крепость Саркел. Во второй половине IX века Хазария вела распространение своего влияния на запад. Западной границей Хазарии стал Днепр. Славянские племена - северяне, вятичи и радимичи - стали хазарскими данниками.

Киевская Русь

Поляне в это время хазарскому царю дани еще не платили. В Киеве сидели русские каганы Дир и Аскольд, прямые потомки Кия.

В 882 г. власть в Киеве захватил варяжский конунг, именуемый в летописи Олегом (Хельги). С этого времени до 944 г., когда был убит конунг по имени Игорь (Ингвар), русская земля перенесла много страданий, вызываемых, по мнению Л.Н. Гумилева, постоянными неудачами бездарных чужеземных правителей. В это время княжество киевских варягов стало вассалом общины хазарских иудеев, которая использовала русов и славян в своих войнах. Варяги-князья разоружили свои дружины и отдали мечи хазарам вместо дани.

В начале X в. русский флот стал работать на Каспии против врагов хазарского царя. Киевские варяги стали поставлять хазарскому царю "дань кровью", посылая славяно-русов умирать за торговые пути рахдонитов.

Варяжское правительство не было популярным среди славянского населения. Русь поставляла на мировой рынок меха, олово и рабов. Но не получала взамен ничего, так как товары поставлялись в виде дани.

Рабы были главной целью поборов и набегов. Жадность ростовщиков и финансистов оккупантов привела к тому, что они захотели увеличить дань с древнерусских земель. В 944 г. князь Игорь вынужден был идти вторично собирать дань из-за того, что должен был отдать хазарам свою долю с первой дани. В этом походе князь Игорь был убит. После короткого междукняжия, князем стал малолетний Святослав, регентшей - его мать, славянка Ольга. В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь и там приняла крещение, что помогло заключить тесный союз с Византией, естественным врагом Хазарии. Попытка привлечь Ольгу в католичество, т.е. на сторону Германии, успеха не имела. С этого момента царь Иосиф потерял надежду на мир с Русью. Началась война между Киевом и Хазарией.

Союз с печенегами обеспечивал безопасность торговли между Киевом и Херсонесом. Печенеги снабжали русов саблями, оказывали военную помощь. Князь Святослав, имея поддержку степняков, решительно блокировал пути транзитной торговли Хазарии. Этим самым он ликвидировал основной поток финансов, больно ударив по экономике

Вести наступление через Донские степи, где преобладала хазарская конница, киевский князь не стал. Весной 965 г. на заготовленных ладьях русы спустились по Оке и Волге к Итилю. Регулярные хазарские войска находились в степи между Доном и Днепром.

Русло Волги и протока Ахтуба образовывали зеленый остров, на котором стоял Итиль. Столица Хазарии была взята штурмом. Ослабленная экономически блокадой транзитной торговли, Хазария потеряла своих естественных союзников, удар русов был такой силы, что центр сложной системы исчез, и система распалась. Многочисленное население Хазарии не стало подставлять головы под русские мечи. Это им было совсем не нужно. Они понимали, что русы избавили их от угнетателей.

После взятия Семендера поход был закончен на Таманском полуострове, который с этого времени стал русской Тмутараканью. На обратном пути был взят Саркел (Белая Вежа) на Дону, и Святослав оттуда, чтобы миновать приднепровские кочевья печенегов, пошел обходным путем на север в Киев.

По гипотезе А.Гумилева часть православных хазар осела на лесистых берегах Дона. Сначала их называли "бродники", а затем по-тюркски - "казаки".

Результаты похода Святослава были огромными. Хазарская империя была разгромлена и стала интенсивно загнивать. Пути на Восток были расчищены. Кроме того, Саркел и Тмутаракань, два важнейших города юга-востока, опять стали русскими центрами. Русские возродили Тмутараканское княжество в X веке, вернули себе исконные земли. Начался новый этап развития торговых путей Руси.

опубликовано в № 3-4, 2002 год
Эдуард ТУЧКОВ
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru