Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 ноября 2024
Власть

Федор Швалев: "Порты Ростовской области могут разгрузить Новороссийск"

В Южном федеральном округе сложилась парадоксальная ситуация, когда порты Краснодарского края не справляются с возросшим грузопотоком, в то время как стивидорные компании Ростовской области загружены не на полную мощность. О том, как привлечь черноморские грузы в устьевые порты области, а также о некоторых других вопросах развития транспортного комплекса региона наш корреспондент беседует с министром промышленности, торговли, транспорта, связи и дорожного комплекса Ростовской области Федором Швалевым.

- Федор Михайлович, для начала расскажите коротко о ситуации на рынке транспортных услуг Ростовской области.

- Транспортная система Ростовской области представляет собой развитую сеть всех видов транспорта. В последние годы в Ростовском транспортном узле наблюдается рост объемов транзитных перевозок, концентрирующихся на направлениях международных транспортных коридоров. По водному пути из Азовского в Каспийское море, являющегося продолжением 7-го (Дунайского) транспортного коридора, ежегодный транзитный судопоток увеличивается на 20-25 процентов. Также интенсивно на направлении МТК "Север-Юг" возрастают железнодорожные и автомобильные перевозки. По итогам первого полугодия 2002 года в целом по области отмечается рост грузооборота по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 11,9 процента. Впрочем, надо признать, что увеличение происходит за счет перевозки и перевалки международных грузов. Так, общий объем переработанных грузов портами и транзит Азово-Донского бассейна за первое полугодие 2002 года увеличился на 36 процентов. При двукратном увеличении объемов экспорта, который за отчетный период составил 1,486 миллионов тонн, отмечается рост перевалки импортных и сокращение каботажных грузов. На экспорт для стран Черноморского бассейна (Турцию, Болгарию) и Средиземноморья (Италию, Грецию, Израиль) идут металлы и металлолом, лесные и строительные материалы, зерно и удобрения. Среди импорта основное место занимают глинозем и хромовая руда. В этом году портами области удалось привлечь новые грузопотоки с перегруженных черноморских портов и портов Украины. Это глинозем, прокат черных металлов, руда, астраханская сера. Особенно хочется отметить работу Таганрогского морского торгового порта. Благодаря проведенной реконструкции припортовой станции (парк "Д") суточная норма обработки вагонов увеличилась с 80 до 120. Освоена контейнерная перевалка зерна. Привлечены дополнительные объемы проката черных металлов. Ведется реконструкция причала № 8, который будет использоваться для перевалки контейнеров. Весь этот комплекс мер позволил предприятию в первом полугодии текущего года переработать грузов в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наращивает объемы переработки грузов Азовский порт. В прошлом году здесь были введены в эксплуатацию дополнительные производственные мощности. В результате чего объем перевалки грузов в первом полугодии текущего года увеличился в два раза и составил 431 тысячу тонн. Постепенно стабилизируется положение и в Усть-Донецком порту. Благодаря совместной работе Администрации области, Минтранса и МПС России, а также руководства порта в текущем году была установлена специальная ставка на транспортировку астраханской серы через Усть-Донецкий порт. В навигацию этого года здесь планируют перевалить 1,2 миллиона тонн этого груза.

- Насколько мне известно, порты Ростовской области сегодня загружены не на полную мощность. Что, на Ваш взгляд, сдерживает привлечение дополнительных грузопотоков в малые устьевые порты?

- Главная проблема наших портов - небольшие проходные глубины, позволяющие принимать суда типа "река-море" грузоподъемностью не более 5 тысяч тонн. Однако, по данным специалистов, около 50 процентов флота судовых партий Новороссийского морского порта составляют трех- и пятитысячные суда "река-море", которые вполне могли бы перерабатываться в Ростовской области. Тем более, что сейчас черноморские порты в Новороссийске и Туапсе буквально забиты грузами, тысячи вагонов СКЖД стоят без движения на подходах к портам, и при этом железная дорога терпит колоссальные убытки. Здесь, на мой взгляд, есть объективные и субъективные причины. Можно говорить о том, что изменение тарифной политики МПС России, которое произошло в прошлом году в отношении грузов, следующих в порты, было очень резким, и не все успели подготовиться к такому валу грузов. Сюда можно добавить сложные погодные условия и стихийные бедствия, которые преследуют Краснодарский край с самого начала этого года. Нельзя не принимать в расчет и такие факторы, как экономические и политические катаклизмы, независящие от наших товаропроизводителей и грузовладельцев и возникающие время от времени в странах- получателях транзита: Турции, Болгарии, Италии и других странах Европы. Всем понятно, что только комплексное развитие всех портов Юга России способно привлечь и удержать транзитные грузопотоки, проходящие через Южный федеральный округ. Поэтому необходимо пересмотреть формирование и распределение международных грузов, проходящих через наш регион. Во время встречи губернатора Ростовской области Владимира Чуба с министром МПС Российской Федерации Геннадием Фадеевым данная проблема обсуждалась. И результатом стало решение о проведении в Ростове-на-Дону в третьей декаде августа 2002 года выездной коллегии с участием Минтранса и МПС России, Администрации Ростовской области и руководства Северо-Кавказской железной дороги, где будет обсуждаться этот вопрос. Для равномерного распределения нагрузки на южнороссийские транспортные узлы и решения вопросов привлечения дополнительных грузов в устьевые порты Азово-Донского бассейна Администрации Ростовской области совместно со специалистами Минтранса и МПС России необходимо решить следующие задачи. Во-первых, провести анализ объемов, видов и направлений грузопотоков, которые идут транзитом через Ростовскую область в порты Краснодарского края. Во-вторых, изучить механизм формирования судовых партий в этих портах и выявить те постоянные грузопотоки, которые перевозятся судами грузоподъемностью 3 и 5 тысяч тонн. В-третьих, проанализировать размеры фрахтовых ставок, применяемых при погрузке и выгрузке грузов в портах Краснодарского края и Ростовской области. И уже тогда вести разговор с железнодорожниками, экспедиторами, трейдерами и грузовладельцами о возможности перенаправления данных грузопотоков из портов Новороссийска и Туапсе в Таганрог, Азов, Ростов и другие порты Ростовской области. Думаю, что при увеличении объемов грузопотоков в наш регион можно будет ставить вопрос о некотором снижении тарифных ставок на погрузочно-разгрузочные работы в стивидорных компаниях области.

- Как Вы считаете, насколько готова транспортная инфраструктура Ростовской области и всего Южного федерального округа к обслуживанию транзитных грузопотоков, проходящих по международным транспортным коридорам?

- Задачи опережающего развития транспортной инфраструктуры Южного федерального округа, находящегося на пересечении международных транспортных коридоров, определены правительством России и нашли отражение в Федеральных целевых программах "Модернизация транспортной системы России" и "Юг России". В эти программы включены 15 инвестиционных проектов развития предприятий транспорта Ростовской области, в том числе водного. В частности, в Таганроге планируется организовать экспортно-импортную линию РО-РО с внепортовым таможенным терминалом для большегрузных автомобилей. В настоящее время ведутся работы по углублению подходного канала и реконструкции Таганрогского морского торгового порта. На базе Северного защитного мола планируется строительство широкого пирса стремя грузовыми причалами. На акватории Азовского международного пункта-пропуска намечено строительство специализированного плавучего терминала для комплексного обслуживания флота. Оно направлено на создание более благоприятных и экологически безопасных условий для обслуживания транспортного флота на Нижнем Дону и увеличению общего объема грузоперевозок в Азово-Донском бассейне. Кроме того, планируется строительство новых причалов ОАО "Ростовский порт" на левом берегу Дона, ниже разводного моста, что позволит обеспечивать круглогодичную навигацию в порту и увеличить грузооборот на 1,3-1,5 миллионов тонн в год. В рамках Программы планируются строительно-монтажные работы, расширение, техническое перевооружение и реконструкция Усть-Донецкого речного порта, имеющего немаловажное значение для усиления позиций внутреннего водного транспорта в экономике региона. Администрацией Ростовской области в 2002 году уделяется большое внимание оказанию финансовой поддержки предприятиям транспорта в реализации этих приоритетных инвестиционных проектов. С этой целью в текущем году принят ряд нормативно-правовых документов, позволяющих ускорить, реализацию намеченных задач. Это Постановление Администрации Ростовской области от 04.03.2002 года № 84 "О порядке оказания финансовой поддержки предприятиям и организациям Ростовской области"; Постановление от 27.03.2002 года № 123 "О субсидировании в 2002 году за счет средств областного бюджета процентных ставок по привлеченным кредитам и займам". Кроме того, с 1 января 2001 года в области действуют два закона "Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области" и "О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области, а также ряд других нормативных документов, позволяющих предприятиям и организациям транспортного комплекса региона более эффективно реализовать проекты, вошедшие в Федеральные целевые программы и способные кардинально изменить ситуацию на рынке внутренних и международных перевозок водным транспортом. Тем не менее, есть еще ряд проблем, которые требуют оперативного решения, особенно в вопросах финансирования важных объектов транспортной инфраструктуры федеральной собственности, сдерживающих развитие международных транспортных коридоров. Это реконструкция и строительство второй нитки Кочетов-ского гидроузла, шлюзов на магистральных судоходных путях и малых реках Северский Донец и Маныч. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что транспортная инфраструктура Ростовской области, в целом, способна обеспечить стабильную и ритмичную перевозку как внутренних, так и международных грузов. Формируется нормативно-правовая база для упорядочения перевозочного процесса. Проводится взвешенная тарифная политика, позволяющая в равной мере учитывать интересы перевозчиков и грузовладельцев. Приоритетные задачи сегодняшнего дня: создание гибкого управляемого процесса на рынке грузовых и пассажирских перевозок на всей территории области, модернизация схем транспортного обслуживания грузопотоков, внедрение современных транспортно-логи-стических систем, которые бы способствовали четкой и ритмичной работе всех видов транспорта, участвующих в перевозочном процессе.

опубликовано в № 3-4, 2002 год
Светлана ЛЫМАРЕВА
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru