xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
26 декабря 2024 |
|
Железная дорога Проводник - визитная карточка СКЖДПроводник в России - больше, чем проводник. Это даже не столько профессия, сколько образ жизни. Кто еще проводит непрерывно на своем рабочем месте многие сутки и даже недели? Разве что моряк или космонавт на орбите... Поэтому все проблемы и тенденции, имеющие место на ниве пассажирских железнодорожных перевозок, проводник первым ощущает, что называется, на "собственной шкуре". По мнению проводника Ростовского резерва (назовем ее Людмилой), в последнее время на СКЖД условия работы существенно изменились, что, несомненно, связано с новой политикой руководства дороги и МПС в целом. Ряды проводников заметно поредели в результате жесткой борьбы руководства дороги с провозом безбилетных пассажиров. Чего греха таить, раньше этим промышляли почти все, но теперь желающих рисковать своим местом уже не осталось; проводникам приходится искать (и находить: как известно, "голь на выдумку хитра"!) новые, законные пути дополнительного приработка, ведь зарплата проводника даже в разгар летнего сезона не превышает 2500-3000 рублей. С недавних пор под угрозой увольнения был перекрыт и полулегальный канал приработка российского проводника - передача писем и посылок. В отличие от борьбы с безбилетниками, развернутой одновременно на всех железных дорогах России, это нововведение касается только нашей СКЖД (из-за близости "горячих точек" и, соответственно, опасности терроризма). Что касается посыпок - еще можно понять, ведь не будешь в каждую заглядывать на предмет обнаружения бомбы с часовым механизмом. Но письма? Вроде бы, в России пока не обнаружились свои аль-каидовцы, рассылающие споры сибирской язвы... Вообще, географическое положение Северо-Кавказской железной дороги создает массу дополнительных проблем как проводникам, так и пассажирам. Изрядно досаждают постоянные проверки вагонов и пассажиров со стороны различных силовых структур. "Понятно, что эта мера - необходимая, - говорит Людмила, - но хотелось бы большей четкости и порядка, а главное, эффективности при проведении всех этих спецмероприятий. Ведь криминогенность все равно, особенно на маршрутах в направлении республик Северного Кавказа, остается высокой; проводники вынуждены работать в условиях постоянного стресса". Недавнее ЧП на станции Лиски - лишнее тому подтверждение (об этой трагедии рассказывал на своей пресс-конференции бывший начальник СКЖД Богатырев). 16 мая на поезде "Москва-Назрань" пьяный работник милиции, у которого после службы в Чечне "поехала крыша", зарезал двух проводниц Минераловодского отделения СКЖД только за то, что они отказались везти его без билета. Впрочем, тем из проводников, кто не склонен к излишним предрассудкам, близость Чечни, помимо головной боли, дает и возможность подзаработать на обслуживании железнодорожных вагонов, стационарно размещенных на территории административного городка в Грозном. Людмила, как раз относящаяся к данной категории, красочно описала такие вот регулярные для нее командировки. "Городок" этот представляет собой весьма обширную и хорошо охраняемую территорию, обнесенную забором, на которой расположен целый комплекс административных зданий Чеченской Республики. Сотрудники этих учреждений, а также многочисленные корреспонденты различных российских СМИ как раз и живут в обслуживаемых проводниками ростовского резерва вагонах. - Работы у проводников, в общем-то, немного, - рассказывает Людмила, - убрать в вагоне, сменить белье, подать чай, то есть то же, что и в обычных рейсах, но ночью можно высыпаться, а платят вдвое больше обычного. Здесь запросто можно встретить известных людей, которых часто видишь по телевизору. И беда здесь, скорее, не в какой-то реальной опасности, а в скуке - много свободного времени, а развлечений никаких. Спасибо, корреспонденты выручают в этом смысле - ребята все молодые и без комплексов. Обычно бригады проводников Ростовского резерва отправляются в такие "чеченские" рейсы на 3 недели и добровольцев достаточно, хотя конкуренция за места в фирменных поездах намного выше. Что касается фирменных поездов, то работать на них, по словам Людмилы, и престижно и интересно, да и платят больше. На Ростовском отделении это всем известный "Тихий Дон" и менее известный "Атаман Платов", (с которого, однако, к недоумению Людмилы, недавно сняли "фирменность"). В этих поездах, особенно в первом, уже сложился свой круг пассажиров, которые входят в вагон, почти как к себе домой, знают проводников в лицо (и не только в лицо) и не променяют поездку на поезде даже на бесплатный авиаперелет. Бесспорно, главная заслуга в создании такой вот "домашней" атмосферы в поездах дальнего следования и в появлении "постоянных" пассажиров (к чему так стремится руководство дороги), принадлежит как раз кадрам низшего звена, то есть проводникам. Так что, можно сказать, большинство проводников свои должностные обязанности перед СКЖД выполняет на совесть. "Было бы совсем хорошо, - высказывает пожелание Людмила, - если бы руководство дороги решило проблему зимнего сезона. Наверное, каждый наш проводник мечтал работать где-нибудь во Флориде, где курортный сезон длится круглый год. У нас же пассажиропоток в зимний период резко сокращается, что приводит к сокращению числа действующих поездов. Понятно, что увольнять массу высвободившихся проводников никто не рискнет, но и платить нам просто так, за простой, руководство дороги тоже не намерено. И поэтому на зимний период для нас придумана "дьявольская работа" - сторожить незадействованные вагоны". (Представьте себе хрупкую безоружную женщину, охраняющую в течение нескольких суток 3-5 пассажирских вагонов, загнанных на далекие задворки - куда-нибудь на Гни-ловскую или Ростов-Западный, при условии, что на днище каждого вагона установлены детали из суперпопулярных в определенной среде цветных металлов). Вообще, в связи с новыми веяниями, говорит Людмила, работать стало труднее, но и интереснее. Проводники Ростовского резерва СКЖД в массе своей любят свою работу, дорожат ею и делают для улучшения качества обслуживания пассажиров все от них зависящее. Прекрасно осознают они и всю масштабность проблем, обременяющих руководство дороги, поэтому и не держат на него особых обид в связи с вынужденной политикой "закручивания гаек". Единственное пожелание в том, чтобы высшее и низшее звенья дороги работали в более тесном контакте, лучше вникая в проблемы друг друга. Это, без сомнения, пойдет только на пользу всей дороге в целом. опубликовано в №
3-4, 2002 год
Алексей САЧЕНКО
|
|||
|