xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Железная дорога Российские миллиарды утекают за границуПо данным Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) Россия ежегодно теряет более 15 миллиардов долларов США от добровольной передачи международных автотранспортных услуг зарубежным перевозчикам. Об этом говорилось на общем собрании членов АСМАП 22 мая 2О02 года. Участники встречи подготовили Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Касьянову с просьбой ограничить выдачу лицензий перевозчикам третьих стран на перевозку российских внешнеторговых грузов. Подробнее об этом, а также о состоянии дел на автотранспортных предприятиях Юга России - участниках рынка международных перевозок - рассказывает начальник регионального представительства АСМАП по Южному федеральному округу Олег Татарченко: В 2001 году автотранспортными предприятиями третьих стран перевезено более 3,6 млн. тонн грузов. Доля перевозчиков третьих стран при перевозках в Россию в 2001 году Доля перевозчиков третьих стран при перевозках импортных грузов в Россию составила 28,1%. Среди перевозчиков третьих стран лидируют автотранспортные предприятия Белоруссии, которые заработали на нашем рынке в 2001 году около 300 млн. долларов США. Доли перевозчиков отдельных стран в перевозках грузов из третьих стран в Россию в 2001 году перевозчики Польши - С 24 июня 1998 года в РОССИИ действует Федеральный закон "О государственном контроле над осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". Статья 5-я Закона гласит о том, что "международные автомобильные перевозки транспортными средствами, принадлежащими иностранному перевозчику грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства, либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями". Такие разрешения ежегодно получают перевозчики Белоруссии, Польши, Украины, Латвии, Литвы и других стран. При этом доля российских перевозчиков в общем объеме международных перевозок составляет 39,8 процента, то есть меньше половины. Долгое время присутствие иностранцев на российских дорогах объяснялось нехваткой подвижного состава, отвечающего европейским стандартам. Однако исследования, проведенные нашими специалистами среди участников транспортного рынка Южного федерального округа, показали, что доля южнороссийских перевозчиков в общем объеме международных перевозок составляет 4 процента, а доля подвижного состава -6 процентов. То есть, фактически получается 2 процента техники не задействовано в перевозках на международных линиях, и мы имеем резерв провозных способностей. Региональное представительство АСМАП по Южному федеральному округу обслуживает около 200 автотранспортных предприятий Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Краснодарского и Ставропольского краев и ряда Северо-Кавказских республик. Из них 44 предприятия с парком в 690 автомобилей имеют статус действительных членов АСМАП, 31 организация с парком в 146 единиц техники работают по заявкам-обязательствам. Остальные 92 участника рынка (2700 машин) выполняют разовые перевозки. В 2001 году южнороссийские автотранспортные предприятия перевезли порядка 113 тысяч тонн международных грузов. При этом доля их участия в экспортно-импортных перевозках составила 44,2 процентов. В сравнении с другими регионами мы вышли на третье место после Сибирского и Дальневосточного округов. Если учесть, что в 2000 году эта цифра составляла 38 процентов, то можно говорить о некотором росте. Сравнительный анализ субъектов Южного федерального округа открывает довольно пеструю картину. Самые высокие показатели доли национальных перевозчиков в экспорно-импортных транспортных операциях наблюдаются в Чечне и Дагестане (соответственно 100 и 94,6 процента). Естественно, иностранцы опасаются работать в неспокойных регионах. Самые низкие показатели - в Краснодарском крае и Волгоградской области, которые, кстати, являются крупнейшими грузообразующими регионами. По мнению экспертов, это связано с неблагоприятным налоговым климатом. Представители АСМАП несколько раз обращались к главам администраций краев, областей и республик Юга России с просьбой пересмотреть налоговую и транспортную политику, а также ограничить выдачу разрешений перевозчикам третьих стран на перевозку внешнеторговых грузов. Лидером рынка международных перевозок на территории России вот уже несколько лет является Республика Беларусь, заработавшая на нашем рынке в 2001 году 300 миллионов долларов США. Существующая нормативно-правовая база обоих стран не позволяет российским перевозчикам конкурировать на равных с белорусами. При одинаковых затратах, связанных с оплатой труда водителей, приобретением и эксплуатацией подвижного состава суммы всевозможных налогов и сборов у россиян более чем в два раза выше, чем у соседей. Причем, помимо прямых потерь российские перевозчики, осуществляя транзит через территорию Белоруссии, вынуждены платить в казну этого государства около 10 миллионов долларов США в виде всевозможных платежей, которые в России с транзитников не взимаются. Это сборы за проезд по автомобильным дорогам, за услуги терминалов, взносы по обязательному страхованию гражданской ответственности. Все эти затраты, разумеется, сказываются на уровне фрахтовых ставок и далеко не в пользу россиян. Между тем Договором о создании Союзного государства, подписанного 8 декабря 1999 года, определено, что "в Союзном государстве действуют унифицированное, а затем единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство". Учитывая предстоящее вступление России в ВТО, проблема законодательной защиты интересов национальных перевозчиков обретает особую актуальность. Поэтому члены Ассоциации международных автомобильных перевозчиков подготовили Обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову, к главам администраций субъектов Южного федерального округа с просьбой поддержать инициативу Ассоциации и дать зеленый свет национальным перевозчикам внешнеторговых грузов. опубликовано в №
3-4, 2002 год
Людмила СВЕТЛОВА
|
|||
|