Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 ноября 2024
Судоходство

Порты юга России увеличивают грузооборот

В первом квартале 2002 года грузооборот портов южного бассейна, включая порты Астрахань, Оля и другие, увеличился на 41 процент. Эти данные были обнародованы на выездном заседании Совета директоров Ассоциации морских торговых портов, проходившем в г. Таганроге. Участники встречи - руководители портов Юга России, представители посреднических фирм и высших учебных заведений - обсудили итоги работы Ассоциации, вопросы повышения загрузки российских портов, проблемы технической оснащенности и другие.

В заседании приняли участие Президент Ассоциации Терехов О. А. , помощник Представителя Минтранса РФ в ЮФО Передереев А. П., начальник Морской Администрации порта Таганрог Защитин К. А, генеральный директор ОАО "Таганрогский морской торговый порт" Козлов С. В., генеральный директор ОАО "Новороссийский морской торговый порт" Ков-басюк В. Н. , директор Союзморниипроекта Аракелов Ф.Г. , генеральный директор ОАО "Туапсинский морской торговый порт" Чубинидзе В. У. и другие.

В докладах и при обсуждении вопросов высказывалось мнение, что в 2002 г. значительно улучшились взаимоотношения портовиков с МПС России. Ежемесячно проводятся совещания у первого зам. министра путей сообщения с участием представителей припортовых железных дорог, портов и грузовладельцев, где обсуждаются планы перевозок через морские порты на последующий месяц. Установлен контроль над подходом вагонов в транспортные узлы и организацией их обработки в портах. Организуются совместные селекторные совещания с участием МПС и портовиков.

Обновлены нормативные показатели обработки вагонов (месячные технические возможности портов по экспорту, суточные технические возможности по выгрузке вагонов, нормативы по складированию грузов и другие). Таким образом, налаживается взаимный обмен информацией по обработке вагонов.

Активизировала работу межведомственная рабочая группа МПС России и Минтранса России по координации и взаимодействию морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта. За последние 6 месяцев проведено 5 заседаний рабочей группы. В январе этого года утверждены региональные секции межведомственной рабочей группы.

Проведенные заседания в Ейске и Новороссийске, а также принятые решения совместно с железнодорожниками позволили наряду с другими мерами дать хороший прирост по объему грузопереработки в портах Юга России, в том числе и в малых портах.

По материалам АСОП в первом квартале 2002 г. увеличился объем перевозок грузов через порты России. Всего портами переработано 53242, 1 тысяч тонн, в том числе сухогрузов 29106, 1 тысяч тонн, наливных грузов 24136,0 тысяч тонн.

    Общий объем перевалки грузов увеличился на 29% (12008, 9 тысяч тонн), сухогрузов - на 17% (4172,2 тысяч тонн). Объем переработки экспортных сухогрузов увеличился на 1 6% (3344 тысяч тонн), за счет перевалки:
  • грузов в контейнерах (40%);
  • металлов (19%);
  • углей (17%);
  • руды (17%);
  • лесных грузов ( 1 0%).
    Объем переработки импортных сухих грузов увеличился на 15% (587,9 тыс. тонн), за счет увеличения объемов:
  • зерна (254%);
  • грузов в контейнерах (53%);
  • строительных грузов (28%);
  • руды (19%).

ЮЖНЫЙ БАССЕЙН

Грузооборот портов южного бассейна (включая порты Астрахань, Оля и др.) увеличился на 41% и составил 26384,3 тысяч тонн. Увеличение произошло за счет экспорта зерна, угля, грузов в крупнотоннажных контейнерах, химических грузов, металлов и нефтеналивных грузов. Прирост сухогрузов составил 32% и достиг 7349,5 тысяч тонн, нефтеналивных грузов - 45% и достиг 19 035 тысяч тонн (прирост составил 7697.6 тысяч тонн). Анализ приведенных цифр впечатляет и показывает, что перевозки нефтеналивных грузов более чем в 2 раза превышают перевозки сухих грузов. Видимо, на интенсивный прирост наливных грузов в портах повлияла работа трубопровода КТК в порту Новороссийск (прирост порядка 5 млн. тонн за квартал). Всего по портам России прирост грузопотоков сухих грузов составил 55% и наливных - 45%. При этом порты Южного бассейна переработали 25% всех сухих грузов, переработанных портами России, и 79% наливных грузов. В структуре грузопотоков сухих грузов в портах Южного бассейна металлы составили 55%, минеральные удобрения 17%, уголь 12%. Объемы сухогрузов, принятых в план перевозок за 3 мес. 2002 г. (тыс. тонн) составили (см. таблицу).

1 кв. 2002 г.% к 2001 г.
Россия20097,4116,8
Балтия7334,8101,2
Украина3855,298
Итого27732,1111,6

Анализ приведенных данных показывает, что в 1 квартале текущего года планировался прирост работы в портах России опережающими темпами по сравнению с портами Балтии и Украины.

Знакомство с обстановкой в порту Таганрог и состоянием загрузки русла реки Дон позволяют сделать вывод о наращивании перевозок по реке Дон.

Утром перед разводом моста на якорях стояли в ожидании больше десятка судов снизу и приблизительно столько же сверху течения реки. Очень интенсивно идут работы по погрузке-выгрузке на левом берегу на траверсе Первомайская - Нижне-Гниловская. Загрузка реки Дон работающими судами - это хороший признак оживления экономики Юга России. В этот момент очень важна четкая координация железнодорожников, портовиков и моряков.

Совет директоров принял решение обратиться к Министру путей сообщения Г. М. Фадееву с просьбой выделить одного из руководителей МПС для участия в работе Совета директоров Ассоциации морских торговых портов

Особый интерес при обсуждении вызвал проект нового Федерального закона "О морских портах Российской Федерации (вариант Минтранса России, ноябрь 2001 г."). Практически каждый директор порта высказал свое мнение по законопроекту.

опубликовано в № 3-4, 2002 год
Эдуард ТУЧКОВ
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru