Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
Судоходство

Сергей Нестеров: "БЕЛУГА ЗНАЕТ, ПОЧЕМ ФУНТ НЕФТИ

Столкновение двух нефтеналивных танкеров на Азовском море, произошедшее в августе прошлого года, не осталось без внимания общественности и прессы. Определен материальный ущерб в результате разлива нефти (по одним данным 54 тонны, по другим - 608 тонн), названы виновные. Расследование дела ведется под контролем заместителя Генерального прокурора РФ по Южному федеральному округу, что дает основание верить в торжество Фемиды.

Однако на вопросы, какой урон понесла при этом морская флора и фауна, и насколько она защищена от подобных "случайностей", пока не получено однозначных ответов. Прокомментировать состояние дел в области охраны морских биоресурсов мы попросили начальника Азовской государственной морской инспекции Западного Регионального Управления пограничной службы Российской Федерации (АГМИ ЗРУ ПС РФ), капитана 1-го ранга Сергея Нестерова:

- Согласно Указу Президента России от 29 августа 1998 года Азовская государственная морская инспекция ЗРУ ПС РФ является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования морских биоресурсов.

С 1 сентября 2001 года АГМИ приступила к осуществлению государственного контроля над средой обитания биоресурсов и водных объектов Таганрогского залива, устьевого взморья реки Дон и их водоохранных зон. Об этом уведомлены федеральные, региональные и муниципальные органы власти, правоохранительные органы, отраслевые транспортные и рыбодобывающие предприятия, организации и ведомства всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность в акватории Азово-Донского бассейна.

Проведенное расследование причин и последствий августовского столкновения показало, что сегодня мы не готовы организовать четкую работу всех служб и ведомств по ликвидации последствий подобных экологических происшествий. Причин можно назвать много: недостаток специализированных судов, средств нейтрализации продуктов разлива и так далее. Очевидно и то, что нет механизма спасательных работ и не определены зоны ответственности и контроля над водными ресурсами. Оказалось, что столкновение танкеров произошло на "ничейной" территории. Этим многие объясняют некоторую растерянность и несогласованность действий по ликвидации последствий аварии. Выяснилось также, что последний случай утечки нефтепродуктов в Азовское море - далеко не единственный. Были и другие факты, но они не получали широкой огласки.

В этой ситуации поражает поведение руководителей компаний, виновных в столкновении танкеров. Они нанимают лучших адвокатов, платят им большие деньги, чтобы доказать свою невиновность и уклониться от уплаты суммы материального ущерба природе, которая определена в 15 миллионов рублей. А рыба, между тем, молча гибнет тоннами, и ей невдомек, кто прав, кто виноват.

Для того, чтобы предотвратить аналогичные происшествия, на мой взгляд, необходимо разделить акваторию Азовского моря, а также устья реки Дон и распределить ее между участниками транспортного процесса с тем, чтобы каждый четко представлял себе меру ответственности за то, что происходит на его территории. Безусловно, никто не застрахован от столкновений и катаклизмов. Но если уж это произошло, мы должны объединиться, сесть за стол переговоров с представителями Минтранса России, природоохранных и других заинтересованных организаций, обозначить проблемы и последовательно их решать. А проблем накопилось предостаточно.

Инспекторские проверки предприятий водного транспорта и судоходных компаний по соблюдению ими природоохранного законодательства и обеспеченности средствами по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, проведенные совместно с Азовской специализированной морской инспекцией МПР Российской Федерации, показали, что существующий государственный контроль осуществляется не на должном уровне. Имеющийся потенциал сил и средств организаций и предприятий, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных бассейнах, явно недостаточен. Производственно-хозяйственная деятельность ведется с нарушением водоохранного законодательства, не соблюдается регулярность сроков сдачи отходов всех видов на суда-сборщики. Выявлены факты загрязнений водных объектов из-за технической неисправности водоохранного оборудования судов.

Между тем акватория Таганрогского залива и устья реки Дон испытывает возрастающую нагрузку от транспортной деятельности судов, увеличения объемов разгрузочно-погрузочных работ в портах и проведения дноуглубительных работ. Существенный ущерб экологии наносят различные водозаборные сооружения, которых в Азово-Донском бассейне насчитывается более тысячи. Интенсивные преобразования в бассейнах Азовского моря и на его акватории привели к разрушению экосистемы моря и утрате естественных нерестилищ осетровых и других ценных видов рыб.

За последние десять лет количество судов транспортного флота, проходящего через Азово-Донской подходной канал, увеличилось более чем в сто раз и составило 7010 единиц, из них 2 000 нефтеналивных танкеров. Безусловно, это положительный фактор для экономики региона, предприятий водного транспорта, а что при этом происходит с экологией?

Механическое воздействие судовых волн проявляется во взмучивании донных отложений, вредном для существующей на мелководье флоры и фауны. Так в зоне кильватерной струи, образующейся за судном, содержание взвеси повышается в 2-3 раза. При эксплуатации судов происходит химическое загрязнение среды нефтью и нефтепродуктами, неочищенными подсланевыми водами, отработанными газами, сбросами золы и нагара при очистке двигателей, утечке хладогена из рефрижираторных установок, потерях при перевозке химических грузов, бытовых отходов. Все это при возрастающем объеме грузоперевозок грозит превратить Азовское море в безжизненную сливную яму.

Для обеспечения экологической безопасности Юга России, отвечающей национальным интересам страны, считаю необходимым продолжить работу по осуществлению государственного надзора за средой обитания морских биоресурсов во взаимодействии с другими, специально уполномоченными федеральными органами. Предлагаю усилить контроль над деятельностью предприятий водного транспорта, владельцев судов сухогрузного, нефтеналивного и рыболовецкого флота по соблюдению ими требований, норм и стандартов в сфере охраны окружающей природной среды с целью предотвращения и предупреждения возможных аварийных ситуаций на водных объектах, в портах и акваториях Таганрогского залива и Нижнего Дона.

опубликовано в № 3-4, 2002 год
Светлана ЛЫМАРЕВА
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru