Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
28 марта 2024
События и факты

"ЛУКойл-Транс": 10 лет на рынке грузовых перевозок

ЛУКойл-Транс: 10 лет на рынке грузовых перевозок

Транспортно-экспедиторская компания "ЛУКойл-Транс" 25 марта 2004 года отметит десятилетний юбилей со дня образования. Динамика развития этого предприятия, масштаб деятельности и экономические успехи трудно укладываются в такой сравнительно небольшой отрезок времени. А накопленный опыт в сфере организации грузовых перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом особенно интересен сегодня, в период реструктуризации МПС и принятия Транспортной стратегии России, направленной на создание надежной транспортной сети.

Практически на всех магистралях Юга России сегодня можно увидеть отдельные вагоны и целые маршруты с фирменным знаком Транспортной компании "ЛУКойл-Транс". При этом ни у кого не возникает сомнений, что все они вышли на линию в исправном состоянии и довезут свой опасный груз до места, не нанеся ни малейшего ущерба окружающей среде.

Когда в 1994 году в структуре Нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" появилось дочернее предприятие ЗАО "Транспортная компания "ЛУКойл-Транс", оно имело всего один филиал в Ставрополе с небольшим парком цистерн в 80 единиц для перевозки нефтепродуктов с нефтеперерабатывающего завода ОАО "ЛУКОЙЛ", расположенного на Юге России, в Волгограде.

По мере расширения деятельности Компании-учредителя, роста объемов производства Волгоградского нефтеперерабатывающего завода руководство Транспортной компании "ЛУКойл-Транс" в сентябре 1995 года приняло решение о переводе филиала в Волгоград. С этого времени начался бурный рост Транспортной компании, появились новые структурные подразделения в Пермской, Нижегородской и других областях. Сегодня в разных уголках России работают 16 филиалов и дочерних предприятий, которые обеспечивают транспортировку и экспедирование грузов железнодорожным и автомобильным транспортом внутри страны и за ее пределами.

С увеличением объемов перевозок потребовалось значительно больше подвижного состава. С каждым годом количество цистерн практически удваивалось. В настоящее время собственный парк вагонов ЗАО "ЛУКойл-Транс" насчитывает более 6000 единиц, а объем перевозимых и экспедируемых грузов приближается к шести миллионам тонн в год.

Расширяя круг потребителей услуг, ЗАО "Транспортная компания "ЛУКойл-Транс" постоянно улучшает свои финансово-экономические показатели, что дает возможность инвестировать средства в развитие производственной базы. При этом основными задачами экономической и финансовой политики компании являются снижение стоимости услуг за перевозки и транспортно-экспедиторское обслуживание, оптимизация производственных и финансовых показателей, осуществление непрерывного контроля над рациональным использованием финансовых и материальных ресурсов. Компанией разработана и успешно действует система оперативного учета и анализа информации, финансовых расчетов с заказчиками, различными транспортными организациями, иностранными экспедиторами. Проводятся мероприятия по реформированию бухгалтерского учета для перехода на международные стандарты его ведения.

По мнению аналитиков, такое стремительное и успешное развитие компании объясняется системным подходом в решении транспортных задач. Важно не просто перевезти груз от производителя до конечного потребителя, а продумать и отладить всю схему его доставки, обеспечить качество подвижного состава, возможность своевременного ремонта техники, автомобильных дорог и подъездных путей.

Для обслуживания Нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" и других производителей нефтехимической продукции предприятие развивает различные направления деятельности. Прежде всего это железнодорожные и автомобильные перевозки грузов, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог, железнодорожных подъездных путей, обеспечение работы технологического транспорта на нефтяных месторождениях и другие.

Транспортная компания "ЛУКойл-Транс" - единственная в России компания международного масштаба, представляющая услуги комплексно: перевозки осуществляются собственным железнодорожным, а также грузовым и пассажирским автотранспортом, который ремонтируется на собственных же ремонтных базах, оснащенных по последнему слову техники. В настоящее время Транспортная компания имеет свои филиалы и предприятия в Москве, Московской, Ленинградской областях, в городах Волгоград, Пермь, Саратов и других, в Республике Коми - городах Сыктывкаре, Ухте, Усинске.

Особое место в деятельности компании "ЛУКойл-Транс" занимает экспедирование экспортных перевозок нефтепродуктов и других грузов железнодорожным, автомобильным транспортом в страны СНГ и дальнего зарубежья: Финляндию, Польшу, Чехию, Венгрию, Румынию и другие. Признание международных экспедиторских организаций Российской ассоциации международных экспедиторов (РАМЭ) и Международной федерации экспедиторских организаций (ФИАТА), закрепленное в соответствующих документах, позволяет компании увереннее чувствовать себя на рынке международных перевозок и расширять географию поставок.

На Юге России стабильный рост финансово-экономических показателей обеспечивает Волгоградский филиал Транспортной компании "ЛУКойл-Транс". Он выполняет транспортировку нефтепродуктов и химических грузов железнодорожным транспортом с Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, ООО "Саратоворгсинтез" и других предприятий ОАО "ЛУКОЙЛ" в регионы Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, центра России, а также на экспорт через черноморские порты России и Украины.

Директор филиала Виктор Нелюбов считает, что рост объемов перевозок происходит за счет увеличения парка собственного и арендованного подвижного состава, сокращения непроизводительных простоев под грузовыми операциями, сокращения простоя в ремонте, а также совершенствования системы контроля над прохождением цистерн на всех этапах работы.

За время существования филиала в целях организации четкой работы собственного подвижного состава на станции Татьянка и Промывочно-пропарочной станции Татьянка организованы круглосуточные диспетчерские смены в составе диспетчера и осмотрщика вагонов. Диспетчер осуществляет сбор и ввод в информационную систему номеров всех вагонов, прибывающих на ст. Татьянка, а также все операции с ними от прибытия, подготовки под погрузку до отправления на станцию назначения. Диспетчер оформляет перевозочные документы на порожние собственные вагоны для их отправки, раскредитовывает документы на цистерны, прибывшие в адрес филиала. Также диспетчер организует и контролирует работу осмотрщика вагонов по контролю над техническим состоянием прибывших из рейса собственных вагонов, оформлению претензионных документов в случае обнаружения повреждения цистерн.

Рост численности парка подвижного состава потребовал организации круглосуточного контроля над техническим состоянием собственных вагонов силами штатных осмотрщиков вагонов.

Для сокращения оборота собственных вагонов в 1996-97 годах была решена задача маршрутизации перевозок нефтепродуктов собственными цистернами на экспортных направлениях, в том числе через российские порты.

В 2001 году в целях дальнейшего сокращения затрат времени была организована работа по подготовке собственных цистерн под погрузку на грузовых фронтах налива без обработки на промывочно-пропарочной станции.

В результате всех принятых мер объем перевозок нефтепродуктов в собственных цистернах увеличился с 1,1 млн. тонн в 1996 году до 3,6 млн. тонн в 2003 году.

В настоящее время Волгоградский филиал ЗАО "ЛУКойл-Транс" располагает парком собственных и арендованных цистерн в количестве 3800 единиц. Для учета и контроля над работой, дислокацией и состоянием цистерн внедрено автоматизированное рабочее место (АРМ), первичная информация в которое поступает непосредственно из ГВЦ МПС, что дает возможность своевременно отслеживать вагонопотоки собственных цистерн, прогнозировать подход цистерн на станцию погрузки.

Кроме перевозок нефтепродуктов, Волгоградский филиал с 1999 года обеспечивает перевозку химических грузов с Саратовского химического комбината ООО "Саратоворгсинтез". В составе филиала имеется Саратовское транспортное управление, располагающее парком химических цистерн до 400 единиц, маневровыми локомотивами для предоставления услуг по подаче-уборке вагонов под погрузку и выгрузку.

- На рубеже 1996-97 годов, - рассказывает Виктор Петрович, - мы столкнулись с проблемой ремонта подвижного состава. Вагоноремонтные заводы МПС на тот момент по ряду объективных и субъективных причин уже не справлялись с собственными объемами ремонтных работ, не говоря уже о нашем подвижном составе. Сказывалось недостаточное финансирование, нехватка запасных частей и материалов.

Поэтому родилась идея в виде эксперимента создать свою ремонтную базу. В 1998 году на старых производственных площадях Волгоградского вагоноремонтного завода было создано дочернее предприятие ОАО "Желдорсервис". Постепенно привели в порядок помещения, установили новое современное оборудование, обучили персонал. И уже через год обновленные цеха завода были введены в эксплуатацию и начали производить все виды деповского, капитального и текущего ремонта всех видов подвижного состава. Это позволило не только сократить время ремонта вагонов, но и значительно снизить затраты на эксплуатацию дорогостоящей железнодорожной техники.

В 1999 году на станции Разгуляевка в Волгограде был открыт оснащенный по последнему слову техники новый цех этого предприятия, который способен ежемесячно ремонтировать до 200 вагонов. Собственная ремонтная база избавляет от необходимости обращаться к услугам вагоноремонтных предприятий МПС России, позволяет поддерживать подвижной состав в хорошем рабочем состоянии, обеспечивать качество перевозок и, таким образом, создавать цивилизованный рынок грузовых перевозок железнодорожным транспортом.

Учитывая сегодняшний этап реструктуризации Министерства путей сообщения, который подразумевает дальнейшее развитие операторского рынка частных железнодорожных перевозчиков, опыт, накопленный ЗАО "ЛУКойл-Транс", может быть полезным. Тем более что операторский рынок в России только начинает формироваться, и его участников не так уж и много.

Собственно говоря, операторы возникают там, где есть крупные, целенаправленные и постоянные объемы перевозок, как, например, у ОАО "ЛУКОЙЛ" в Волгограде на станции Татьянка. Здесь ежедневно отправляется от 350 до 450 вагонов, причем 200 из них экспедируются нашей Компанией. При таких объемах работать на рынке экономически целесообразно и перспективно. Мы, являясь компанией-оператором, используем как собственный подвижной состав, так и инвентарный парк МПС, в случае необходимости привлекаем вагоны других операторских компаний. Все зависит от времени года и ценовых параметров.

Надо признать, что процесс создания операторского рынка несколько затянулся. Многие компании, работавшие в области железнодорожных перевозок, столкнувшись с рядом проблем и не видя перспектив их разрешения, ушли в другие сферы деятельности. Мы надеемся, что в ближайшее время этот рынок станет более цивилизованным и будет строиться на принципах честной конкуренции и равных условий для всех участников перевозочного процесса.

Безусловно, это заставит нас и дальше развиваться, иначе на рынке устоять сложно. Ведь первое условие обеспечения безопасности перевозок - это постоянное обновление вагонного парка. Волгоградский филиал образовался 9 лет назад, примерно такого же возраста - наш подвижной состав. Второе условие - наличие современной базы для диагностики и ремонта подвижного состава. Все это уже создано, успешно работает и в перспективе будет расширяться и обновляться.

Сегодня появляется новое поколение железнодорожной техники. Активно над этим работает Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, вагоностроительные заводы Урала и Поволжья. Разрабатываются всевозможные новшества по увеличению грузоподъемности, межремонтных пробегов. Движения в этом направлении уже есть, и мы, естественно, будем использовать достижения отечественной науки и техники в области железнодорожного транспорта.

На вагоноремонтном заводе "Желдорсервис" проводятся испытания новых методов диагностики деталей и механизмов железнодорожной техники, разработанные нами совместно с группой ученых Ростовского государственного университета путей сообщения. Цель этого научного труда - поиск перспектив повышения надежности подшипниковых узлов букс подвижного состава на основе виброакустической диагностики. Способов диагностики железнодорожной техники сегодня существует много, и все они базируются на разборке, проверке деталей на прочность и последующей сборке. Наш метод заключается в диагностике технического состояния узлов и механизмов без их разборки, позволяет исключить лишний труд и прогнозировать ресурс безотказной работы.

В реализации политики Компании, направленной на наращивание производственного потенциала, безусловно, главную роль играют кадры. Сегодня в Волгоградском филиале ЗАО "ЛУКойл-Транс" работают 220 человек, почти столько же - на вагоноремонтном заводе "Желдорсервис". Общее количество работающих в системе ЗАО "ЛУКойл-Транс" - порядка 6,5 тысячи человек. Многие из них имеют отраслевые награды за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса России.

На предприятиях Транспортной компании "ЛУКойл-Транс" практически отсутствует текучесть кадров. Более того, у людей есть стимул работать с полной самоотдачей, пополнять свои знания в вузах и техникумах, потому что на всех уровнях производства существуют перспективы роста. Яркий тому пример: два года назад мы пригласили лучших выпускников Ростовского государственного университета путей сообщения для работы в ОАО "Желдорсервис". За короткое время все они заняли ведущие позиции на предприятии, а один из них уже работает начальником колесно-роликового цеха.

Работники филиала видят обстановку, осознают необходимость повышения своей квалификации и поэтому с удовольствием учатся без отрыва от производства в техникумах, в Волгоградском и Саратовском филиалах Российского Государственного Открытого Технического Университета путей сообщения. В течение последнего времени более 50 процентов руководящих работников прошли обучение в ведущих учебных центрах России и за рубежом - в Австрии, Канаде, Великобритании.

Плановые мероприятия по повышению квалификации кадров, совершенствованию системы оплаты труда, а также созданию достойных условий для труда и отдыха, безусловно, дают свои результаты и сказываются на росте эффективности работы Компании.

Волгоградский филиал Транспортной компании "ЛУКойл-Транс" активно участвует в общественной жизни города-героя Волгограда. В период подготовки и проведения мероприятий, посвященных 60-летию Победы советских войск под Сталинградом, были выделены средства на организацию праздничных мероприятий, оказана адресная помощь ветеранам - участникам Сталинградской битвы.

Постоянно к нам обращаются с просьбой о помощи работники детских домов и садов для слепых и глухонемых детей, медицинских учреждений, социально-реабилитационных центров, простые люди: ветераны, инвалиды, верующие - и мы оказываем им финансовую поддержку по мере возможности.

В 2001 году мы взяли на себя заботу о юных спортсменах Волгоградского детско-юношеского спортивного центра по водно-моторному спорту, который на тот момент испытывал большие трудности с техническим оснащением. На выделенные средства они отремонтировали спортивную базу, приобрели новые лодки, оборудование, инструменты, расходные материалы и форму для спортсменов. Уже через год на чемпионате России по водно-моторному спорту среди детей и юношей наша команда стала абсолютным чемпионом России и обладателем кубка России. Теперь стало традицией проводить в праздничные дни на центральной набережной Волгограда областные соревнования по водно-моторному спорту на призы Транспортной компании "ЛУКойл-Транс".

опубликовано в № 1(13), 2004 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru