xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
26 декабря 2024 |
|
Порты ОСТОРОЖНО: ОПАСНЫЙ ГРУЗ!Государство могло бы потерять огромные прибыли и не менее значимые отчисления в бюджеты всех уровней по причине того, что грузовладельцы и судоходные компании ставили под сомнение надежность перевозок опасных грузов через крупнейший порт России. Однако благодаря профессионализму и дальновидности сотрудников Морской администрации порта Новороссийск (МАПН) ситуацию удалось разрешить. Два чрезвычайных происшествия в 2001 году заставили пересмотреть систему обеспечения безопасности в акватории порта. На танкере "Хан Аспарух" из-за аварийного взрыва возник пожар. К счастью, серьезную аварию удалось предотвратить. С октября того года были введены дополнительные профилактические мероприятия вплоть до запрета на вход в порт судов старше 16 лет, после чего прецедентов подобного характера не происходило. Еще один эпизод связан c незаконным ввозом в порт взрывчатых веществ общим весом 28 тонн. Эффект работы службы морской безопасности, как и всей морской администрации, состоял в том, что сегодня значительно ужесточены требования по транспортировке опасных грузов. Казалось бы, при такой жесткой системе поток опасных грузов должен был сократиться. Однако он возрос в 6 раз, а номенклатура опасных грузов увеличилась с 19 наименований до 60. При этом перевозка опасных грузов стала легитимным бизнесом, а система безопасности, внедренная МАПН, одобрена международной Ассоциацией по опасным грузам и Госслужбой Морфлота. - Все принимаемые нами меры, - комментирует начальник Морской администрации порта Новороссийск Евгений Трунин, - обусловлены требованиями Международного Меморандума по опасным грузам (ММОГ) и Правилами морской перевозки опасных грузов (МОПОГ). Проведена кропотливая работа по выработке документа "Единые портовые правила при обработке опасных грузов в порту Новороссийск". Были определены организационно-технические мероприятия, формы и методы контрольно-надзорной деятельности, взаимодействие участников транспортировки опасных грузов. С этой целью совместно со стивидорными организациями, занимающимися обработкой опасных грузов, согласованы технологические карты на каждый вид опасного груза. Установлен порядок согласования планов грузовых операций, введены в практику листы контроля условий безопасности на судне и терминале, разработан план действий Морской администрации на случай аварийных ситуаций, организована подготовка персонала. Определены специальные места для поврежденных опасных грузов, а также аварийное оборудование для локализации и ликвидации аварий. Специалисты Морской администрации прошли подготовку на курсах советников и инспекторов, а также на курсах по декларированию и сертификации опасных грузов. Работа по определению номенклатуры переваливаемых опасных грузов - одна из первоочередных задач системы обеспечения безопасности в порту. В процессе этой работы удалось установить порядок взаимодействия и оперативной связи членов комиссии с участниками транспортной обработки опасных грузов. Это сделало их экспорт и импорт максимально прозрачным для своевременных и объективных решений. Нарушения и несоответствия, нелегитимные действия участников транспортного процесса выявляются в начальной стадии или в пункте пропуска, а решения дальнейших алгоритмов определяются под единоначалием капитана порта, что исключает несанкционированное нахождение в порту опасных грузов, а тем более их транспортировку. Масштабность информации и необходимость оперативности решений на всех стадиях транспортировки потребовали модернизации автоматизированной системы службы капитана порта, предусматривающей не только информационное накопление статистики по опасным грузам, но и их идентификацию, автоматический поиск алгоритмов взаимодействия участников транспортного процесса и контрольно-надзорных органов, справочное обеспечение в рамках ММОГ. На первом этапе эта автоматизированная система работает в сети Морской администрации, а в перспективе предусматривается взаимодействие всех участников транспортировки опасных грузов в форме электронного обмена информацией и документами. В результате анализа информации систематизированы типичные нарушения международных, национальных и ведомственных нормативных актов участниками транспортной обработки опасных грузов. Определены наиболее характерные нарушения. К ним относятся порядок хранения и разделения контейнеров, некомпетентность членов экипажей судов и сотрудников компаний, занимающихся транспортной обработкой опасных грузов, несоблюдение мер безопасности, небрежное оформление документов или их отсутствие на судне. Выявленные нарушения являются предметом административных и профилактических мер на совещаниях капитана порта с руководством стивидорных организаций. Понимая важность вопросов реализации ММОГ, руководство Морской администрации порта Новороссийск направило в Министерство транспорта России ряд предложений. В частности, по усовершенствованию нормативной базы, регламентирующей требования безопасности при морской транспортировке опасных грузов, по определению структуры компетентного органа по этому виду перевозок, по обязательной подготовке участников транспортировки опасных грузов, по вопросам лицензирования. Кроме того, выдвинута инициатива о привлечении Центрального научно-исследовательского института морского флота к разработке типового программного обеспечения о прохождении опасных грузов через российские порты. - Нами предложены для рассмотрения вопросы по обязательному страхованию ответственности участников транспортной обработки опасных грузов, а также о продолжении работы по ратификации конвенции ООН 1980 года о международных смешанных перевозках грузов, - заключает Евгений Трунин. - Это будет новый документ, регламентирующий ответственность при смешанных перевозках, учитывающий современную политическую и экономическую структуру Европейского союза и ИМО. опубликовано в №
1(13), 2004 год
Валентина ГИРИВЕНКОВА,
начальник отдела внешних связей МАПН Новороссийск |
|||
|