Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 апреля 2024
Власть

Программа развития морского транспорта: итоги и перспективы

Подпрограмма "Морской транспорт" Федеральной Целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" является основой для разработки планов и программ развития судоходных компаний и морских портов, совместных проектов со смежными видами транспорта и предприятиями грузообразующих отраслей и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации. Эффективность выполнения подпрограммы "Морской транспорт" выражается в увеличении прибыли морских транспортных предприятий и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет роста объемов перевозок грузов, повышения качества транспортного обслуживания, конкурентоспособности отечественного флота на мировом транспортном рынке.

Программа развития морского транспорта: итоги и перспективы Представляем выдержки из отчета Дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта о ходе реализации подпрограммы "Морской транспорт" и эффективности использования финансовых средств по итогам работы за 2003 год по Южному федеральному округу.

Целью подпрограммы "Морской транспорт" является повышение конкурентоспособности российских предприятий и организаций морского транспорта на международном рынке транспортных услуг, повышение эффективности работы этих предприятий, рост объемов перевозок грузов российскими компаниями, повышение качества транспортного обслуживания и создание условий для привлечения инвестиций в строительство флота и в стратегическое развитие инфраструктуры портов Российской Федерации.

    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
  • восстановить материально-техническую базу отрасли (морские порты, флот, объекты производственной инфраструктуры) и обеспечить ее дальнейшее развитие для удовлетворения потребности экономики страны;
  • укрепить взаимодействие морского транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках логистических товаропроизводящих систем и международных транспортных коридоров, проходящих по территории России;
  • повысить уровень безопасности мореплавания и экологической безопасности на морском транспорте, обеспечить надежность гидротехнических сооружений в морских портах;
  • существенно улучшить подготовку специалистов морского транспорта, в том числе путем укрепления материально-технической базы учебных заведений отрасли;
  • изыскать необходимые средства из всех возможных источников для финансирования программных мероприятий;
  • создать эффективный механизм государственного управления работой и развитием морского транспорта, обеспечивающий в условиях рынка реализацию интересов государства и общества без ущемления хозяйственной самостоятельности предприятий.
    Подпрограмма "Морской транспорт" реализуется в два этапа: первый этап определен сроком с 2002 по 2005 годы, второй - с 2006 по 2010 годы. Ее структура состоит из четырех разделов:
  • развитие морских портов;
  • поставки морских судов транспортного и обеспечивающего флота;
  • строительство и реконструкция объектов Морспасслужбы, Гидрографии, учебных заведений морского транспорта;
  • научно-техническое и правовое обеспечение работы предприятий морского транспорта.

Тенденция форсированного развития отрасли началась в 2002 году. Объем переработки грузов в российских портах в этом году достиг 260,9 миллиона тонн. По сравнению с 2001годом увеличение составило 28,1 процента. Объем переработки грузов на конец 2003 года, по оперативным данным, достиг 285 миллионов тонн. Увеличение составило 10 процентов по отношению к показателю 2002 года. Рост объемов переработки достигнут благодаря ряду мер, направленных на развитие портовых комплексов, строительство новых судов транспортного и вспомогательного флота.

С вводом новых мощностей доля отечественных портов в переработке российских внешнеторговых грузов, перевозимых морским транспортом, в 2003 году достигла 75 процентов. В то же время отсутствие необходимых портовых мощностей по перевалке ряда грузов на определенных направлениях ограничивает рост объемов экспорта нефтегрузов, угля и зерна. В связи с этим необходимо продолжить развитие специализированных перевалочных мощностей в морских портах России.

    В соответствии с основными направлениями Энергетической стратегии России, а также с принципами Транспортной стратегии России, в ближайшие годы значительно возрастет перегрузка нефтеналивных грузов в морских портах. С этой целью разрабатываются проекты по развитию нефтеперевалочных комплексов, в том числе по ЮФО:
  • для отгрузки нефтеналивных грузов в порту Новороссийск, причал 1А (15 миллионов тонн в год);
  • для отгрузки нефтеналивных грузов в порту Туапсе (7 миллионов тонн в год);
  • создание комплексов для наливных грузов в порту Железный Рог.

Экспорт угля через морские порты России в 2002 году составил 27 миллионов тонн. К 2010 году предполагается увеличить объемы экспорта угля через морские порты России до 50-55 миллионов тонн. Для этого требуется, наряду со строительством комплексов в морских портах северо-западного и дальневосточного бассейнов, ускорить модернизацию угольного причала порта Туапсе.

    Экспорт зерна в морских портах России в 2002 году составил около 6 миллионов тонн. Отсутствие необходимого количества специализированных комплексов и недостаточное развитие припортовых железнодорожных путей ограничили экспорт зерна через морские порты России. В целях решения проблемы разрабатывается ряд проектов по строительству специализированных зерновых терминалов, ввод в эксплуатацию которых позволит довести мощности по перевалке зерна в 2010 году до 20-25 миллионов тонн. К таким проектам относятся:
  • реконструкция пристани № 3 (причалы №№ 23 и 24) и создание специализированного элеваторного комплекса на причалах №№ 40, 41 в порту Новороссийск,
  • строительство элеваторных комплексов для отгрузки зерна на причале № 9 и на других причалах в порту Таганрог,
  • строительство зерновых терминалов в порту Оля,
  • строительство зерновых терминалов в порту Ейск,
  • строительство зерновых терминалов в порту Темрюк.

В настоящее время уровень контейнерных перевозок в России значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Необходимо разработать программу развития контейнерных перевозок и ускорить реализацию планов наращивания мощностей по перевалке контейнеров в портах Новороссийск и Оля.

Программа развития морского транспорта: итоги и перспективы Международный транспортный коридор "Север-Юг" - один из наиболее важных для России и привлекательный для инвесторов. Ключевым звеном коридора "Север-Юг" является Астраханский транспортный узел. Ввод в действие контейнерного терминала в порту Оля, расширение порта Махачкала и паромного сообщения на Каспии позволит привлечь в этот регион дополнительные грузопотоки.

    В части развития прибрежно-портовой инфраструктуры по плану 2003 года предполагалось ввести в эксплуатацию 4,89 миллиона тонн перегрузочных мощностей и 526 погонных метров причалов. Фактически в 2003 году в портах введено 27,7 миллиона тонн перегрузочных мощностей и 603 погонных метра причалов, в том числе по ЮФО:
  • в порту Махачкала - реконструкция нефтепирса № 1 (300 погонных метров; 3,5 миллиона тонн в год);
  • 1-я очередь комплекса по отгрузке зерна; в порту Оля - причал № 3 контейнерный (0,4 миллиона тонн в год).
    Введены в эксплуатацию портовые сооружения непроизводственного назначения:
  • в порту Махачкала - СУДС, ГМССБ (зона А2);
  • в порту Оля - обустройство пункта пропуска комплексом технических средств пограничного и таможенного контроля.

По разделу развития флота в 2003 году построено 15 транспортных судов дедвейтом 1271,6 тысячи тонн. В том числе приобретено четыре крупнотоннажных танкера общим дедвейтом 460 тысяч тонн для ОАО "Новороссийское морское пароходство" и 8 буксиров-кантовщиков для Новороссийского морского торгового порта. Пополнение флота судоходных компаний вновь построенными судами позволило снизить средний возраст судов транспортного флота.

    Реализация НИОКР по подпрограмме осуществляется в следующих направлениях:
  1. федеральная и региональная транспортная политика в области модернизации и развития морского транспорта;
  2. анализ и прогноз развития рынка транспортных услуг, грузовой базы морского транспорта, прогноз социально-экономического развития отрасли в результате реализации Подпрограммы;
  3. развитие транспортного и обеспечивающего флота в ходе реализации Подпрограммы;
  4. развитие морских портов в ходе реализации Подпрограммы;
  5. взаимодействие морского транспорта со смежными видами транспорта, отраслевыми и региональными структурами в организации логистических товаропроводящих систем и международных транспортных коридоров;
  6. безопасность функционирования морского транспорта;
  7. охрана окружающей среды;
  8. нормативно-правовая база морского транспорта;
  9. информационное обеспечение Подпрограммы.

Кроме того, при разработке мероприятий Подпрограммы учитывались План первоочередных мероприятий Минтранса России в 2001-2005 годах по реализации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу" (поручения Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 года №№ Пр-575, ПР-576, Пр-577, Пр-578).

опубликовано в № 1(13), 2004 год
(Продолжение читайте в следующем номере "ТЮ")
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru