Программа развития морского транспорта: итоги и перспективы
Подпрограмма "Морской транспорт" Федеральной Целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" является основой для разработки планов и программ развития судоходных компаний и морских портов, совместных проектов со смежными видами транспорта и предприятиями грузообразующих отраслей и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации. Эффективность выполнения подпрограммы "Морской транспорт" выражается в увеличении прибыли морских транспортных предприятий и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет роста объемов перевозок грузов, повышения качества транспортного обслуживания, конкурентоспособности отечественного флота на мировом транспортном рынке.
Представляем выдержки из отчета Дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта о ходе реализации подпрограммы "Морской транспорт" и эффективности использования финансовых средств по итогам работы за 2003 год по Южному федеральному округу.
Целью подпрограммы "Морской транспорт" является повышение конкурентоспособности российских предприятий и организаций морского транспорта на международном рынке транспортных услуг, повышение эффективности работы этих предприятий, рост объемов перевозок грузов российскими компаниями, повышение качества транспортного обслуживания и создание условий для привлечения инвестиций в строительство флота и в стратегическое развитие инфраструктуры портов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - восстановить материально-техническую базу отрасли (морские порты, флот, объекты производственной инфраструктуры) и обеспечить ее дальнейшее развитие для удовлетворения потребности экономики страны;
- укрепить взаимодействие морского транспорта со смежными видами транспорта и грузовладельцами в рамках логистических товаропроизводящих систем и международных транспортных коридоров, проходящих по территории России;
- повысить уровень безопасности мореплавания и экологической безопасности на морском транспорте, обеспечить надежность гидротехнических сооружений в морских портах;
- существенно улучшить подготовку специалистов морского транспорта, в том числе путем укрепления материально-технической базы учебных заведений отрасли;
- изыскать необходимые средства из всех возможных источников для финансирования программных мероприятий;
- создать эффективный механизм государственного управления работой и развитием морского транспорта, обеспечивающий в условиях рынка реализацию интересов государства и общества без ущемления хозяйственной самостоятельности предприятий.
Подпрограмма "Морской транспорт" реализуется в два этапа: первый этап определен сроком с 2002 по 2005 годы, второй - с 2006 по 2010 годы. Ее структура состоит из четырех разделов: - развитие морских портов;
- поставки морских судов транспортного и обеспечивающего флота;
- строительство и реконструкция объектов Морспасслужбы, Гидрографии, учебных заведений морского транспорта;
- научно-техническое и правовое обеспечение работы предприятий морского транспорта.
Тенденция форсированного развития отрасли началась в 2002 году. Объем переработки грузов в российских портах в этом году достиг 260,9 миллиона тонн. По сравнению с 2001годом увеличение составило 28,1 процента. Объем переработки грузов на конец 2003 года, по оперативным данным, достиг 285 миллионов тонн. Увеличение составило 10 процентов по отношению к показателю 2002 года. Рост объемов переработки достигнут благодаря ряду мер, направленных на развитие портовых комплексов, строительство новых судов транспортного и вспомогательного флота.
С вводом новых мощностей доля отечественных портов в переработке российских внешнеторговых грузов, перевозимых морским транспортом, в 2003 году достигла 75 процентов. В то же время отсутствие необходимых портовых мощностей по перевалке ряда грузов на определенных направлениях ограничивает рост объемов экспорта нефтегрузов, угля и зерна. В связи с этим необходимо продолжить развитие специализированных перевалочных мощностей в морских портах России.
В соответствии с основными направлениями Энергетической стратегии России, а также с принципами Транспортной стратегии России, в ближайшие годы значительно возрастет перегрузка нефтеналивных грузов в морских портах. С этой целью разрабатываются проекты по развитию нефтеперевалочных комплексов, в том числе по ЮФО: - для отгрузки нефтеналивных грузов в порту Новороссийск, причал 1А (15 миллионов тонн в год);
- для отгрузки нефтеналивных грузов в порту Туапсе (7 миллионов тонн в год);
- создание комплексов для наливных грузов в порту Железный Рог.
Экспорт угля через морские порты России в 2002 году составил 27 миллионов тонн. К 2010 году предполагается увеличить объемы экспорта угля через морские порты России до 50-55 миллионов тонн. Для этого требуется, наряду со строительством комплексов в морских портах северо-западного и дальневосточного бассейнов, ускорить модернизацию угольного причала порта Туапсе.
Экспорт зерна в морских портах России в 2002 году составил около 6 миллионов тонн. Отсутствие необходимого количества специализированных комплексов и недостаточное развитие припортовых железнодорожных путей ограничили экспорт зерна через морские порты России. В целях решения проблемы разрабатывается ряд проектов по строительству специализированных зерновых терминалов, ввод в эксплуатацию которых позволит довести мощности по перевалке зерна в 2010 году до 20-25 миллионов тонн. К таким проектам относятся: - реконструкция пристани № 3 (причалы №№ 23 и 24) и создание специализированного элеваторного комплекса на причалах №№ 40, 41 в порту Новороссийск,
- строительство элеваторных комплексов для отгрузки зерна на причале № 9 и на других причалах в порту Таганрог,
- строительство зерновых терминалов в порту Оля,
- строительство зерновых терминалов в порту Ейск,
- строительство зерновых терминалов в порту Темрюк.
В настоящее время уровень контейнерных перевозок в России значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Необходимо разработать программу развития контейнерных перевозок и ускорить реализацию планов наращивания мощностей по перевалке контейнеров в портах Новороссийск и Оля.
Международный транспортный коридор "Север-Юг" - один из наиболее важных для России и привлекательный для инвесторов. Ключевым звеном коридора "Север-Юг" является Астраханский транспортный узел. Ввод в действие контейнерного терминала в порту Оля, расширение порта Махачкала и паромного сообщения на Каспии позволит привлечь в этот регион дополнительные грузопотоки.
В части развития прибрежно-портовой инфраструктуры по плану 2003 года предполагалось ввести в эксплуатацию 4,89 миллиона тонн перегрузочных мощностей и 526 погонных метров причалов. Фактически в 2003 году в портах введено 27,7 миллиона тонн перегрузочных мощностей и 603 погонных метра причалов, в том числе по ЮФО: - в порту Махачкала - реконструкция нефтепирса № 1 (300 погонных метров; 3,5 миллиона тонн в год);
- 1-я очередь комплекса по отгрузке зерна; в порту Оля - причал № 3 контейнерный (0,4 миллиона тонн в год).
Введены в эксплуатацию портовые сооружения непроизводственного назначения: - в порту Махачкала - СУДС, ГМССБ (зона А2);
- в порту Оля - обустройство пункта пропуска комплексом технических средств пограничного и таможенного контроля.
По разделу развития флота в 2003 году построено 15 транспортных судов дедвейтом 1271,6 тысячи тонн. В том числе приобретено четыре крупнотоннажных танкера общим дедвейтом 460 тысяч тонн для ОАО "Новороссийское морское пароходство" и 8 буксиров-кантовщиков для Новороссийского морского торгового порта. Пополнение флота судоходных компаний вновь построенными судами позволило снизить средний возраст судов транспортного флота.
Реализация НИОКР по подпрограмме осуществляется в следующих направлениях: - федеральная и региональная транспортная политика в области модернизации и развития морского транспорта;
- анализ и прогноз развития рынка транспортных услуг, грузовой базы морского транспорта, прогноз социально-экономического развития отрасли в результате реализации Подпрограммы;
- развитие транспортного и обеспечивающего флота в ходе реализации Подпрограммы;
- развитие морских портов в ходе реализации Подпрограммы;
- взаимодействие морского транспорта со смежными видами транспорта, отраслевыми и региональными структурами в организации логистических товаропроводящих систем и международных транспортных коридоров;
- безопасность функционирования морского транспорта;
- охрана окружающей среды;
- нормативно-правовая база морского транспорта;
- информационное обеспечение Подпрограммы.
Кроме того, при разработке мероприятий Подпрограммы учитывались План первоочередных мероприятий Минтранса России в 2001-2005 годах по реализации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу" (поручения Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 года №№ Пр-575, ПР-576, Пр-577, Пр-578).
(Продолжение читайте в следующем номере "ТЮ")