Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
15 августа 2020
Власть

Юрий Паластров: Нужна продуманная инвестиционная программа развития транспорта на Юге России

24 февраля 2004 года в Москве в Администрации Президента Российской Федерации Д. А. Медведева состоялось совещание по вопросу Транспортной политики в Российской Федерации до 2020 года. О том, как она будет реализовываться на Юге России, мы попросили рассказать начальника финансово-экономического отдела аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Юрия Паластрова:

Юрий Паластров: Нужна продуманная инвестиционная программа развития транспорта на Юге России - Транспортный комплекс во все времена играл ключевую роль в экономике, жизнедеятельности человека, обеспечении безопасности государства. С его участием сегодня создается более половины валового внутреннего продукта России. Свыше 60 процентов населения прямо или косвенно связаны с деятельностью всех видов транспорта.

Сегодня на отрасль работают федеральные целевые программы "Юг России", "Модернизация транспортной системы Российской Федерации" с ее одиннадцатью подпрограммами, а также целый комплекс региональных программ. Во взаимодействии с Минтрансом и МПС России, субъектами Федерации нам удалось, в основном, сбалансировать и обеспечить самодостаточность транспортного комплекса с потребностями экономики и населения Южного федерального округа.

Сегодня у нас проходит шесть международных транспортных коридоров, развитая сеть трубопроводных, автомобильных, воздушных и морских сообщений, формируется транснациональная магистраль "Север-Юг", обеспечивающая транспортные связи между Европой и Азией.

По нашим дорогам и через морские пути ежегодно переваливается более половины внешнеторгового оборота России, перевозится более 1 миллиарда тонн всевозможных грузов и около 2-х миллиардов пассажиров. В курортный сезон интенсивность движения автотранспорта и железнодорожных перевозок практически удваивается.

Вместе с тем потенциальные возможности транспортной системы еще далеко не все реализованы. Учитывая эти обстоятельства, Транспортная стратегия Российской Федерации предусматривает на Юге страны решение трех первоочередных задач:

Первое - это создание в округе опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест", ликвидация диспропорции в развитии транспортной системы между отдельными регионами. Особенно это касается диспропорции в развитии подъездных железнодорожных путей и мощностей портовых комплексов.

Юрий Паластров: Нужна продуманная инвестиционная программа развития транспорта на Юге России

В частности, мощности Новороссийского транспортного узла сегодня способны увеличить переработку грузов на 18 миллионов тонн в год. Однако пропускная способность железной дороги не позволяет это сделать. Подобные проблемы сегодня существуют в портах Кавказ, Туапсе, Оля и некоторых других.

Длительное решение вопроса реконструкции железнодорожного моста через реку Дон в г. Ростове-на-Дону ограничивает объем перевозок по внутренней водной трассе "Азов-Астрахань", который является одним из ключевых маршрутов международного транспортного коридора "Север-Юг".

Остается не решенной до конца проблема восстановления железнодорожного сообщения в Чеченской Республике.

Второе - это развитие в полосе международного транспортного коридора "Север-Юг" для обеспечения экспортно-импортных перевозок и международного транзита и привлечение на российские коммуникации грузопотоков из регионов Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана.

В этой связи в период до 2010 года будет осуществлена модернизация Астраханского водно-транспортного узла, порта Махачкала, получит дальнейшее развитие система паромного сообщения на Каспии. Реконструкция Кочетовского шлюза на реке Дон обеспечит подготовку к открытию важнейших внутренних водных путей России для иностранных перевозчиков, позволит предотвратить кризис пропускных возможностей при вводе стандарта на применение двухкорпусных танкеров.

Будут развиваться перегрузочные комплексы для увеличения объемов перевалки нефти, зерна, контейнеров в Новороссийском морском порту. Намечено строительство нового порта на мысе Железный Рог, нового грузового порта в Миусском лимане с целью выноса пылящих грузов из Таганрогского морского порта и улучшения экологической обстановки в городе.

В дорожном хозяйстве помимо развития магистралей "Дон", "Каспий", "Кавказ" и других федеральных дорог в составе международного транспортного коридора "Север-Юг" планируется реконструировать и построить автомобильные дороги Ростов-на-Дону - Буденновск - Кисляковка - Тимашевск - Крымск, Минеральные Воды - Кочубейск, Майкоп - Дагомыс, Армавир - Ставрополь - Элиста. Также будет реконструирована автодорога от границы с Украиной - Волгоград - Астрахань - до границы с Казахстаном (Атырау), которая обеспечит кратчайший выход из Южной Европы в Казахстан и Среднюю Азию. Предусматривается завершить строительство мостового перехода через реку Волга.

Третье - это транспортное обеспечение рекреационных возможностей причерноморского региона.

Комплекс задач, связанных с развитием рекреационных возможностей российского черноморского побережья предполагает, прежде всего, защиту курортной части побережья от негативного воздействия транспорта, недопущение развития транспортных узлов и коммуникаций, обеспечивающих перевозки грузов за счет рекреационных территорий. Сообщение в пределах курортных зон должно обеспечиваться транспортными системами с повышенными экологическими характеристиками.

Для улучшения условий доступа на российское черноморское побережье необходимо обеспечить реконструкцию, техническое перевооружение и развитие аэродромных комплексов, в первую очередь в городах Сочи, Владикавказ, Минеральные Воды, Краснодар, Ставрополь. Необходимо формирование современной системы сервиса для пассажиров и грузовладельцев на воздушном транспорте и обновление самолетно-вертолетного парка авиатранспортных предприятий Северного Кавказа.

В целом, поддерживая Транспортную стратегию Российской Федерации, следует выделить три основные проблемы, требующие решения на федеральном уровне.

Первое. Должна быть определена национальная доктрина использования российского морского транспорта. Что же получается? Сегодня мы имеем зарегистрированное в России 841 судно суммарным дедвейтом 4,8 миллиона тонн и средним возрастом более 19 лет. В то же время наши 186 по сути новеньких судов суммарным дедвейтом 7,2 миллиона тонн ходят под иностранным флагом и возят иностранные грузы.

Свыше 90 процентов доставляемых морем российских внешнеторговых грузов перевозится судами, находящимися в иностранной регистрации. Было бы неплохо, если бы доходы от их деятельности зачислялись в казну государства. Но ведь это не так. Все они зарегистрированы в оффшорных зонах, и львиная доля доходов остается за границей. В целом иностранными перевозчиками изымается из оборота страны почти 10 миллиардов долларов.

Надо менять налогообложение, создавать благоприятные условия для отечественных перевозчиков. Это не только доходы страны и рабочие места. Это национальная безопасность нашего государства. Все это должно быть учтено в Транспортной стратегии.

Второе. Необходимо кардинальное решение проблемы обновления подвижного состава.

Однако парк машин практически не обновляется из-за непомерных цен.

За счет увеличения ввозных пошлин, введенных ГТК России, подержанный импортный автобус для городских перевозок стал стоить не 15 тысяч долларов, а 50 тысяч долларов. Еще дороже стоит новый отечественный автобус. В результате не закупают ни тот, ни другой, предпочитают "добивать" старые.

Требуется срочно скорректировать налоговую, тарифную, таможенную и отчасти финансовую политику, которая бы способствовала пополению конкурентоспособного парка грузовых автомобилей и автобусов, соответствующих международным стандартам "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4", а также технологическую транспортную инфраструктуру: ремонта, технического обслуживания, заправки, сервиса.

Нужна продуманная государственная инвестиционная программа, применение эффективных финансово-кредитных технологий, в частности, лизинга транспортных средств, которым давно и весьма успешно пользуются во всех цивилизованных странах. В России такая технология почему-то не получила должного развития.

Третье. Приходится констатировать, что при наличии свыше 40 структурных подразделений транспортной системы в округе отсутствует главное - единая система управления. Поэтому невозможно говорить о едином транспортном и информационном пространствах. Надо создавать полнокровное представительство Минтранса России в Южном федеральном округе.

Справка:
В Южном федеральном округе из 1045 трамваев 940 (90 процентов) находятся в эксплуатации свыше 10 лет, в сравнении с 1990-м годом их количество сократилось на 36 процентов. Из 1317 троллейбусов 872 (66 процентов) находятся в эксплуатации свыше 10 лет, в сравнении с 1990-м годом их количество сократилось на 22 процента.

опубликовано в № 1(13), 2004 год
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru