Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
25 апреля 2024
Власть

Лизинговый рынок в ЮФО - на пороге становления

Лизинговый рынок в ЮФО - на пороге становления Проблема обновления подвижного состава транспортной техники всех видов сегодня сопряжена с решением ряда важнейших общенациональных задач, в частности, вопросов удовлетворения потребностей отраслей промышленности и населения в грузовых и пассажирских перевозках, обеспечения безопасности на транспорте, экологического благополучия и других.

По оценкам специалистов, одним из эффективных механизмов финансирования проектов приобретения транспортной техники является лизинг. Однако анализ ситуации на лизинговом рынке Южного федерального округа свидетельствует о недостаточном его развитии.

В Южном федеральном округе функционирует 30 коммерческих организаций, одним из видов деятельности которых является оказание лизинговых услуг.

Наиболее активным регионом, в котором осуществляются лизинговые операции, является Краснодарский край, на территории которого зарегистрировано 12 лизинговых компаний; в Ростовской области - 9. Однако это далеко не полный перечень организаций, оказывающих лизинговые услуги на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, поскольку участниками рынка лизинговых услуг являются и лизинговые компании, зарегистрированные в других федеральных округах. На сегодня учет компаний, предоставляющих услуги лизинга, и получение информации о совершаемых ими сделках является проблематичным в связи с тем, что в соответствии с законодательством деятельность по оказанию лизинговых услуг не требует получения специального разрешения (лицензии).

Рынок лизинговых услуг Южного федерального округа пока находится в своей начальной стадии развития. Далеко не все компании, получившие до 2002 года лицензии на право оказания лизинговых услуг, в настоящее время занимаются данным видом деятельности.

Как правило, по договорам лизинга передаются машины и оборудование, а также транспортные средства. Отдельные компании специализируются на сельскохозяйственной технике и оборудовании и предоставляют в лизинг имущество исключительно субъектам агропромышленного комплекса Южного региона. Как положительную тенденцию следует отметить значительную ориентацию лизинговых компаний на малые и средние предприятия.

Действующие на рынке лизинговых услуг Южного федерального округа компании представлены сегодня двумя группами. Первая - это универсальные компании, предоставляющие в лизинг широкий спектр оборудования (производственное, торговое, автотранспорт). Они, как правило, используют в своей деятельности средства банков-учредителей или иностранные инвестиции. Ко второй группе относятся профильные компании, предоставляющие в лизинг специализированное оборудование в той или иной отрасли производства. Эти компании пользуются средствами учредителей.

Возможностей для развития лизинговых услуг в округе достаточно много. Стоит отметить, что еще далеко не все направления лизинга здесь представлены. Как правило, лизинговые компании предпочитают работать на коротком лизинге, сроком не более 3-х лет, что для потребителя лизинговых услуг в конечном итоге обходится достаточно дорого. Что касается физических лиц, то для них сегодня лизинговые услуги не предоставляются вообще. В данной ситуации одним из существенных условий формирования и развития рынка лизинговых услуг является наличие достаточного количества лизинговых компаний со стабильными источниками среднесрочного и долгосрочного финансирования.

Как правило, географическое положение региона определяет специфику развития экономики, что, в свою очередь, отражается и на деятельности участников финансовых рынков. Важную роль в этой ситуации играет и специфика деятельности субъектов региональных финансовых рынков: многие из них создавались крупными предприятиями, работающими в таких отраслях, как строительство, транспорт, грузовые и пассажирские железнодорожные, морские и авиационные перевозки, то есть в наиболее развивающихся отраслях экономики региона, что во многом определило характер их деятельности.

Однако с учетом активизации деятельности в регионе финансовых организаций из других регионов (главным образом из Москвы), обладающих значительными собственными средствами и предлагающими широкий спектр финансовых услуг и проектов, региональные финансовые организации, работающие в основном исключительно на региональном рынке, не могут аккумулировать достаточные средства для удовлетворения потребностей региона и, соответственно, составлять серьезную конкуренцию для субъектов финансовых рынков из других регионов, что в конечном итоге приводит к оттоку значительных средств из региона.

В этой ситуации, при отсутствии новых продуктов и технологий на финансовых рынках основная задача для субъектов финансовых рынков округа - удержаться на этих рынках, сохранив при этом своих корпоративных клиентов.

опубликовано в № 1(13), 2004 год
По материалам финансово-экономического отдела аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru