xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Судоходство "СТАПЕЛЬ" ВНЕДРЯЕТ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СУДОВРостовское центральное проектно-конструкторское бюро "Стапель" приступило к проектированию судов по последней технологии - с использованием элементов эксплуатировавшихся судов. На сегодняшний день находятся в стадии завершения проектные работы по контракту с судоходной компанией "BLUE WAWE Shipping" о проектировании нового судна Окончание работы над проектом планируется в январе 2004 года. Здесь используются сразу два новых подхода: применение Руководства Российского Речного Регистра Р.003 "Строительство судов внутреннего и смешанного "река-море" плавания с использованием элементов эксплуатировавшихся судов" и, по согласованию с РРР, сокращенный объем документов (класс-проект). Как пояснил генеральный директор ОАО "РЦПКБ "Стапель" Николай Тыртышный, с недавнего времени КБ все чаще выполняет проектные работы не по классической схеме, которая требует длительного времени и разработки большого количества документов, а по сокращенному объёму и перечню документов, что получило одобрение Российского Морского Регистра Судо-ходства и ряда судостроительных и судоремонтных заводов. Причем и в Ре-гистр, и на завод документы отравляются поэтапно, по мере их разработки. Это позволило снизить стоимость проектных работ, существенно сжать сроки разработки и совместить проектирование со строительством и переоборудованием судов. Наработав определенный опыт, "Стапель", по результатам предварительных консультаций с Главным Управлением Российского Речного Регистра, выступил с инициативой применения аналогичной практики при проектировании судов под класс Речного Регистра. ГУ РРР дало принципиальное согласие, и конструкторское бюро начало работать по схеме класс-проектов под наблюдением Доно-Кубанской инспекции РРР. В случае положительных результатов такая схема, возможно, получит нормативное закрепление. Впервые в стране конструкторское бюро "Стапель" разрабатывает про-ектную документацию на строительство речного судна с элементами эксплуатировавшихся судов, которое уже началось на Ростовском судоремонтном заводе "Моряк". Создание новых судов с использованием элементов эксплуатировавшихся судов, безусловно, является временной мерой, позволяющей в период нехватки денежных ресурсов строить суда с большой экономией средств. Это очень своевременное решение чрезвычайно важно для страны, так как частично может решить проблему обновления флота с минимальными затратами. А так как судовладелец получает судно с НОВЫМИ судовыми документами, то он получает все преимущества нового судна в части портовых сборов, освидетельствований, страховых тарифов и т.д. Следующим немаловажным изменением в работе бюро за последний год стало повсеместное внедрение компьютерной техники на всех этапах проектирования и выполнения научно-исследовательских работ и макси-мальная автоматизация внутренних процессов. Все компьютеры организации объединены в локальную сеть, для высокоскоростного доступа в Интернет проведено оптиковолокно, формируются электронные базы данных, начата работа по созданию электронного архива, то есть создаются предпосылки для создания "электронного предприятия". С декабря прошлого года на предприятии запущена опытная эксплуатация системы ИСО 9000, и сегодня бюро активно готовится к сертификации на соответствие международным требованиям менеджмента качества. Также повторно получен сертификат доверия Министерства по налогам и сборам России. Комплексная работа по формированию портфеля заказов, автоматизации всех производственных процессов, расширение номенклатуры оказываемых услуг - немаловажные факторы того, что объём выполненных работ в 2003 году, по сравнению с 2002 годом, вырос более чем в два раза, а за два последних года объем выполненных работ увеличился почти в 5 раз. Надо сказать, что 2003 год явился очень важным и плодотворным для предприятия: было проведено обновление основных лицензий, получен сертификат Российского Морского Регистра Судоходства о соответствии предприятия высоким стандартам проектирования, бюро участвовало в двух спе-циализированных выставках в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. На предприятие вернулась часть опытных конструкторов, приехали молодые специалисты. После небольшого перерыва вновь возобновились контакты с зарубежными фирмами. С некоторыми из них были подписаны генеральные соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Много договоров заключено с судоходной компанией "Волготанкер". По направлениям деятельности лаборатории торсиографирования и виброакустики ОАО "Волготанкер" ориентируется на "Стапель" как на стратегического партнера. На 2004 год планируется расширение контактов со многими региональными представительствами этой крупнейшей судоходной компании. Насущной проблемой конструкторского бюро в настоящее время стал недостаток квалифицированных кадров. В Донском регионе нет ни одного учебного заведения, которое могло бы обеспечить КБ высококлассными специалистами. Ближайшие ВУЗы этого профиля находятся в Астрахани, Ниж-нем Новгороде, Санкт-Петербурге. Однако и там технических специалистов из-за сокращения кафедр выпускается все меньше. Поэтому для выполнения особенно крупных заказов РЦПКБ "Стапель" приглашает специалистов из Украины. Так, специалисты из Севастополя проектировали элементы самоподъемной платформы, специалисты из Одессы участвовали в проектировании водолазного бота и т.д. Каким же образом решается в конструкторском бюро вопрос обеспечения квалифицированными кадрами? Предприятие приглашает дипломированных непрофильных специалистов, обучает их, и, если есть перспективы, предлагает получить второе высшее образование за счет компании. Проводится активная работа по привлечению в бюро выпускников профильных предприятий, для которых предусмотрен специальный режим трудоустройства: выплачиваются подъёмные при переезде, дается возможность приехать в Ростов с целью ознакомления с работой в бюро за счет предприятия, на период становления специалиста дополнительно к заработку выплачиваются ученические, производится оплата его жилья и т.п. Кроме предусмотренных законом, для работников компании действует система дополнительных социальных благ, закрепленных коллективным договором. В 2003 году ряд сотрудников получил правительственные награды, в том числе дающие право на получение звания "Ветеран труда". На "Стапеле" постоянно проводятся какие-либо корпоративные мероприятия. В декабре состоялась акция "Театр", в ходе которой каждый работник мог бесплатно получить два билета в любой театр на любой спектакль. По словам генерального директора ОАО "РЦПКБ "Стапель" Николая Тыртышного, самой главной социальной задачей бюро является обеспечение достойного уровня жизни каждого члена коллектива. Заработная плата сотрудников предприятия значительно выше, чем средняя по области и отрас-ли. Учитывая специфику и сложность условий, в которых работают специалисты, руководство считает непременным условием своей деятельности поддержание заработной платы на достойном уровне. Говоря о планах и перспективах ОАО "РЦПКБ "Стапель", генеральный директор выразил уверенность в том, что портфель заказов на 2004 год будет полным. Безусловно, работа будет, а ее разнообразие и сложность, судя по прошлому году, значительно возрастет. В текущем году планируется уве-личение объемов работ на 40 проценты. Коснувшись вопроса основных перспектив развития водного транспорта, Николай Тыртышный, в частности, сказал: - Основные тенденции сегодня - это перевод судов с типа "река" на тип "река-море", максимально возможное увеличение грузоподъемности флота, мероприятия по его обновлению, ввод в эксплуатацию судов, долгое время бывших на отстое, выполнение проектов по смене назначения судов. Таким образом российские судоходные компании решают проблему пополнения флота, так необходимого сегодня для удовлетворения все возрастающих потребностей в перевозках грузов водным транспортом. опубликовано в №
1(13), 2004 год
Маргарита Парамонова
|
|||
|