xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Судоходство Александр Бочаров: "Газификация транспорта - процесс неизбежный" Истощение мировых запасов нефти, ее высокая стоимость и влияние на экологию ставят перед человечеством вопросы поиска альтернативных видов топлива. Европа уже давно и активно переводит свою транспортную технику на газ, и России не пристало плестись у нее в хвосте.
Недавно в Москве состоялась международная конференция по охране атмосферного воздуха с участием представителей Международного центра качества топлива, Минтранса и Минэнерго России, ученых, производителей и поставщиков транспортного топлива на российский рынок. Наш регион на этом форуме представлял исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Водный транспорт Дона" Александр Бочаров. Представляем его точку зрения по названной проблематике: - По данным специалистов, в России запасы нефтяных топлив оцениваются только на 20-30 лет, запасы природного газа - на 60-70 лет. Преимущество природного газа состоит в том, что его состав позволяет при сгорании уменьшить тепловое загрязнение атмосферы, а при использовании в качестве моторного топлива значительно уменьшить токсичные выбросы, прежде всего продукты сгорания. Перечисленные причины приводят к необходимости интенсивного поиска применения природного газа в транспорте и народном хозяйстве. В настоящее время природный газ может быть использован в сжатом (компримированном) и сжиженном виде. Применение компримированного газа для транспорта (железнодорожного и водного), осуществляющего дальние перевозки, удорожает их стоимость и неэффективно. Поэтому разрабатываются варианты использования сжиженного природного газа на транспорте. Наряду с важными факторами замещения нефтяного топлива и улучшения экологии воздушной среды, его эксплуатация на судах обусловливает необходимость реализации ряда мероприятий по безопасности. Практика применения сжиженного природного газа на судах за рубежом показала, что в течение 7 лет его использования не было ни одного случая аварий по причинам взрыва или пожара. С 1988 года природный газ находит применение на водном транспорте. Основными потребителями сжиженного природного газа являются суда с мощностью энергоустановок несколько сот киловатт и выше. Это объясняется тем, что с увеличением мощности двигателя растет объем криогенной емкости и падает ее удельная стоимость, которая является одной из основных составляющих в стоимости переоборудования энергоустановки. В частности, сжиженный газ применяется на судах, которые его перевозят, а также на грузовых судах, работающих в районах производства сжиженного газа для грузопассажирских паромов. Опыт эксплуатации норвежского судна "Глатра", работающего на сжиженном природном газе, показал, что имеются несомненные преимущества в применении этого топлива, прежде всего с точки зрения экологии. Токсичные выбросы отработанных газов судовых дизелей "Глатра" удовлетворяют самым жестким требованиям, что особенно важно при работе судов вблизи берегов с населенными пунктами. Перспективы применения сжиженного природного газа на речном транспорте в России очевидны. По добыче и запасам этого вида топлива наша страна является крупнейшей державой мира. На ее долю приходится 32 процента разведанных запасов природного газа. Стоимость одного кубометра газа не превышает средневзвешенной стоимости самого дешевого бензина, а выбросы вредных веществ в 2-5 раз ниже, чем в двигателях, работающих на нефтяном топливе. В аварийных ситуациях метан - самое безопасное моторное топливо. В отличие от Арабских Эмиратов, имеющих высокопроизводительные заводы по сжижению метана и обеспечивающих газом всю Японию, Россия имеет только малопроизводительные станции (несколько тонн в час), что создает значительные трудности для использования газа на крупных судах. А именно здесь применение метана позволяет снижать стоимость перевозок. Речной флот является потребителем топлива с резко выраженной неравномерностью запросов на заправку, а именно: использует его только в период положительных температур. Это обстоятельство, на первый взгляд кажущееся негативным, с учетом особенностей газопотребления является положительным, так как дает возможность эффективно использовать мощности системы газоснабжения, высвобождающиеся в весеннее-летне-осенние месяцы в связи с сезонным падением спроса на газ, составляющим 30-60 процентов от пикового. Сезонность потребления газового топлива речным транспортом делает маловероятной целесообразность сооружения автогазонаполнительных компрессорных станций и установок сжиженного природного раза специально для целей обеспечения речного флота. Вместе с тем учет потребностей речного флота при создании общероссийской инфраструктуры обеспечения нетрадиционных на современный момент потребителей газа создает предпосылки для существенного повышения экономических показателей. В частности, заправка судов способствует загрузке в летние месяцы парка средств для доставки потребителям компримированного и сжиженного газа. Существующая экономическая и экологическая целесообразность обеспечения природным газом заключается еще и в том, что предприятиями России производится все оборудование, необходимое для судов, работающих на сжиженном газе: криогенные емкости, двигатели, арматура, средства по технике безопасности. Системный подход к решению задачи позволит выявить взаимосвязь отдельных видов потребителей газового моторного топлива и предположить оптимальное решение. При этом газоснабжение речного флота может осуществляться путем доставки на пункты заправки судов компримированным и сжиженным газом. Для этого потребуется оборудование на причалах специальных площадок, на которые природный газ будет доставляться транспортными средствами, осуществляющими заправку газа. Эксплуатация автогазозаправщиков для обеспечения флота может осуществляться на условиях аренды или договоров на доставку. А по мере роста количества судов-газоходов, в период с 2004 по 2020 годы, возможно, в системе речного флота появятся собственные газозаправочные подразделения. опубликовано в №
1(13), 2004 год
Записала Светлана Лымарева
|
|||
|