Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
23 ноября 2024
Автопарк

Транспорт будущего, или На чем нам ездить...

Транспорт будущего, или На чем нам ездить

Сегодня ситуация в Ростове с пассажирским транспортом обстоит гораздо лучше, чем во многих других городах России. Нельзя не согласиться, что парк автобусов и троллейбусов постепенно обновляется и все меньше становится того экологически "безобразного" автотранспорта, который еще 5-6 лет назад бороздил улицы нашего города, угрожая если не жизни, то уж здоровью ростовчан точно. Начальник Управления транспорта г. Ростова-на-Дону Игорь Политика считает, что это неизбежный плод усилий со стороны администрации и самих транспортников, и уверен: дальше будет только лучше.

Сбалансированное развитие всех видов пассажирского транспорта - концепция новой, стартовавшей в начале года городской программы, рассчитанной на 2004-2006 годы. Новая программа, прежде всего, направлена на развитие транспортных компаний, которые зарекомендовали себя как надежных партнеров. На рынок будут привлекаться предприятия, которые имеют собственный автотранспорт, ремонтно-сервисную базу, смогут обеспечить качественное обслуживание маршрутов и выполнение социально-значимых перевозок.

С 1998 года в Ростове введен конкурсный отбор транспортных компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Согласно новой программе конкурс, который планируется проводить не чаще одного раза в три года, подразумевает распределение маршрутной сети между предприятиями и позволяет построить систему работы таким образом, чтобы прибыльные и сверхприбыльные маршруты города объединялись с социально значимыми. Пассажирские перевозки - слишком специфический вид услуг, и во главе этой специфики лежит главный критерий отбора тех, кому можно доверить заниматься ими, - наша с вами безопасность. Это не тот сегмент рынка, считает Игорь Политика, на котором положительно сказывается дикая конкуренция. По его словам, на сегодняшний день главная концепция в развитии автотранспорта - переход от количества к качеству обслуживания.

У граждан существует потребность: утром они едут на работу, вечером домой. В управлении транспортом считают, что эта потребность должна быть полностью удовлетворена. Более того, ехать пассажиры должны без опозданий и в любую погоду, с наполняемостью в час пик 70-80 процентов, а не как селедки в бочке, а в межпиковое время и вовсе все сидеть должны.

- Сегодня мы еще не достигли такого уровня обслуживания, - заметил Игорь Политика, - но к этому все должны стремиться. Одиночки - предприниматели, купившие 1-2 автобуса, чтобы заработать денег, не решат транспортную проблему. Через полгода-год они захотят продать свои автобусы, что чаще всего и бывает, а пассажиру нужно ехать, несмотря ни на что. Транспорт будущего, или На чем нам ездить

Поэтому мы идем по пути укрупнения: сегодня в Ростове 14 автотранспортных предприятий и 3 электротранспортных. Возможно, в будущем их число сократится до 6-8 крупных специализированных предприятий, которые будут обслуживать весь Ростов во всех его направлениях. Укрупнение предприятий в Управлении транспортом обосновывают тем, что у более капитализированной компании себестоимость пассажирских перевозок значительно ниже, что связано со снижением постоянных затрат, в том числе на содержание врачей, диспетчеров, обслуживающего персонала.

В современных экономических условиях обновление подвижного состава не может происходить быстро. По данным Управления транспорта г. Ростова, в 2003 году было приобретено около 30-40 единиц автотранспорта. Это не много, считает начальник управления транспорта Игорь Политика, если учесть что большое количество машин ушло из города. Многие предприниматели продают свои автобусы, когда им это выгодно, несмотря на то, что городу они нужны. Это опять же вопрос о том, что нам выгодно иметь автотранспортные предприятия, а не одиночек-предпринимателей.

В 2004 году и коммерческими, и муниципальными предприятиями планируется приобрести для города около 60-100 единиц подвижного состава. Это будут и 5-6 летние "Скании", и "Рено", и машины отечественного производства. Несколько российских автобусов уже куплены различными предприятиями. Сейчас они обкатываются, а владельцы к ним присматриваются.

Оптимальное количество транспорта в городе, по подсчетам Управления транспорта, должно быть около 900-950 автобусов большой вместимости, 90-100 трамваев, 250-300 троллейбусов и около 800 маршрутных такси. Однако сегодня автобусов большой вместимости и маршруток в городе больше: 1001 автобус и больше 1000 маршруток, так как троллейбусов и трамваев пока не хватает. Политика администрации города как раз и направлена на восстановление и развитие городского электротранспорта. За счет него и будет разгружаться центр Ростова, который считается наиболее экологически неблагополучным из-за перегруженности автотранспортом.

Лизинг в Ростове, как и в России в целом, еще слабо развит, хотя весь мир живет именно по лизинговым схемам. Они более приемлемые, чем банковские кредиты. Игорь Политика уверен, что электро- и автотранспортные предприятия, имеющие от 50 до 100 единиц подвижного состава, могут смело входить в лизинговую схему. Нет необходимости брать 30-40 троллейбусов или автобусов, пусть это будет 5-10 машин. У новой техники прибыль намного значительнее. А чем больше приходит на предприятие таких машин, тем быстрее они окупаются.

Сегодня лизинговая схема "обкатывается" на приобретении 30 троллейбусов ростовской транспортной компанией РТК "РусЭлТранс", которая получила их в конце 2002 года. Уже к 2005 году эти троллейбусы перейдут в собственность предприятия. МУП МТК "Ростовпассажиртранс" тоже разработало собственную лизинговую программу на 10 лет, и при условии ежегодного приобретения 50-60 автобусов компания вполне может обновить свой парк за 5-7 лет.

В транспортном управлении считают, что лучше работать с ростовскими лизинговыми компаниями. Они и к дому ближе, и казну местную налогами пополнять будут, да и специфику работы транспорта южного города лучше понимают.

опубликовано в № 2(14), 2004 год
Анастасия Данилова
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru