xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
События и факты "ТелекомТранс-2004" как символ объединения транспортников и связистов РоссииВажнейшие вопросы применения современных телекоммуникационных и информационных технологий на транспорте обсуждались в ходе 2-й межведомственной научно-практической конференции "ТелекомТранс-2004", проходившей в городе Сочи с 21 по 24 апреля 2004 года. В ней участвовали представители Министерства транспорта и связи, Минэкономразвития, ФСБ, МЧС, МВД, МО и ФТС России, ведущие научно-исследовательские и проектные, отечественные и зарубежные организации, разрабатывающие информационные и телекоммуникационные системы для транспорта, представители вузов России, руководители ОАО "РЖД", служб информации и связи. Научно-практическая конференция "ТелекомТранс-2004", которая собрала около 700 человек, длилась три дня и включала выставку, пленарное заседание и работу шести секций. На них рассматривались темы: "Телекоммуникационные сети, системы, средства и технологии на транспорте России", "Новые информационные технологии и системы на транспорте России", "Защита информации в телекоммуникационных сетях и системах на транспорте России", "Телекоммуникационные и информационные технологии в транспортной логистике", "Инвестиции на транспорте России: телекоммуникационные проекты", "Современные проблемы вузов". Больше технологий, хороших и нужных Выставка "ТелекомТранс-2004" собрала экспозицию новейших достижений в сфере телекоммуникаций и связи. Свои разработки в этой области представили более 30 отечественных и зарубежных компаний, в том числе "Компания "ТрансТелеКом", "ФоратекСистем", "Информсвязь Холдинг", SUN Mikrosystems, Computer Siemens, American Power Conversion и другие. Экспоненты демонстрировали как отдельные информационные и телекоммуникационные продукты, необходимые для построения систем и локальных корпоративных сетей, так и готовые системные решения для использования в транспортном комплексе. Московская компания "Информсвязь Холдинг" на выставке "ТелеКомТранс" предложила свои разработки для транспортных терминалов России, используемые для оснащения вокзальных комплексов, аэропортов современными комплексными системами автоматизации управления по технологии "Интеллектуальное здание". Они включают системы управления зданием, инженерным оборудованием, информацией, обеспечением безопасности в едином комплексе. Их можно использовать в аэропортах, на авто- и железнодорожных вокзалах. Такие интеллектуальные комплексы уже работают, в частности на Ладожском и Екатеринбургском железнодорожных вокзалах. Ростовский государственный университет путей сообщения, который выступал в качестве организатора форума и непосредственного участника, продемонстрировал на экспозиции два своих информационных продукта. Один из них - программно-технический тренажерный комплекс "Виртуальная железная дорога". Он создан в 2001 году для организации эффективного тренинга по отработке навыков управления эксплуатационными процессами на железной дороге. На базе "Виртуальной железной дороги" учатся не только студенты университета, но и профессионалы - диспетчеры, дежурные по станции. В этом году в рамках программы повышения квалификации прошли обучение 150 специалистов СКЖД. Оказалось, что эта система очень полезна и интересна, потому что на ней можно смоделировать любую ситуацию, в том числе и нестандартную, и выработать механизм действий, обеспечивающий эффективность и безопасность железнодорожных перевозок. Как заявил на конференции ректор РГУПСа Владимир Колесников, в настоящий момент тренажерный комплекс "ВЖД" готов к передаче в эксплуатацию. Его возможности изучили начальники трех железных дорог - Юго-Восточной, Приволжской и Северо-Кавказской и приняли решение распространять его на сети железных дорог. Владимир Колесников обратился к руководству ОАО "РЖД" с просьбой рассмотреть возможность тиражирования тренажерного комплекса по дорожной сети и выразил готовность РГУПСа реализовать этот проект. Вторая разработка Ростовского университета путей сообщения - автоматизированная система управления учреждениями профессионального образования. Этот программный комплекс увязывает учебную, научную, хозяйственную и управленческую деятельность. Главным достоинством этой системы является ее информационная связь непосредственно с заказчиками, в частности со службой управления персоналом железных дорог. По мнению одного из участников выставки - руководителя компании "Морской экспресс" Владимира Шумилова, для более эффективного взаимодействия перевозчиков и специалистов в области связи и информатики нужна экспозиция готовых программных продуктов, решающих конкретные транспортные задачи. - Это очень важно сегодня, - сказал он, - когда стремительно растут объемы грузов, идет интенсивный обмен документами и передача больших объемов информации. Главное, чтобы все это происходило в темпе, соответствующем темпам перевозки. А поскольку в процессе доставки груза от производителя к потребителю на разных этапах участвуют больше 10 компаний, невозможно организовать эффективную перевозку без информационного и технологического взаимодействия. Поэтому в настоящее время участники транспортного процесса - стивидорные, судоходные и экспедиторские компании, автомобильные и железнодорожные перевозчики, таможенные брокеры все больше внимания уделяют именно развитию автоматизированных систем управления перевозками. Геннадий Фадеев: "Информатизация - мощный рычаг экономики" Пленарное заседание 2-й международной научно-практической конференции "ТелеКомТранс-2004" открылось прямым включением в режиме видеоконференцсвязи президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева. - Уже сам факт моего выступления в такой форме, - сказал он, - говорит об огромном значении телекоммуникационных технологий в управлении современными корпорациями, и особенно в сфере транспорта. Эта особенность определяется огромной территорией, протяженностью самого процесса перевозок, необходимостью увязки в процессе перевозок технологических элементов десятков и сотен различных предприятий, организаций, обеспечения взаимодействия между различными видами транспорта, а так же тесное взаимодействие с банковскими структурами, таможенными, пограничными и другими государственными организациями. Все это требует надежной передачи данных и голосовой информации. Информатизация в XXI веке становится мощнейшим рычагом повышения эффективности работы предприятий, рационализации управления всеми видами ресурсов и поддержания информационных систем управления в реальном режиме времени. Все эти задачи становятся реальностью только на основе глубочайшего использования надежных систем телекоммуникаций. Именно теоретическим и практическим шагам в решении этих задач, как я понимаю, должна быть посвящена работа настоящей конференции. Мы ожидаем от ее проведения реальных результатов, и прежде всего по обеспечению пользователей транспортными услугами на основе современных информационных технологий, по выработке перспективных телекоммуникационных проектов с целью привлечения инвесторов, по привлечению телекоммуникационных компаний к взаимовыгодному сотрудничеству. Важнейшим вопросом, к которому мы бы хотели привлечь ваше внимание, является использование коммерческого потенциала в построении мощной телекоммуникационной сети "РЖД". На наш взгляд, имеющиеся в распоряжении "ТрансТелеКом" сети уже сейчас могут стать реальным дополнительным источником инвестиций на железнодорожном транспорте. Проведение конференции и выставки современных информационных технологий, несомненно, будут способствовать обмену опытом, информацией, полезной для дальнейшего взаимодействия представителей различных ведомств. Я надеюсь, что 2-я научно-практическая конференция станет знаковым событием в деле укрепления сотрудничества не только работников железнодорожного транспорта, грузовладельцев и компаний перевозчиков, но всех участников транспортного рынка нашей страны. Игорь Левитин: "Наша задача - создание единой надежной транспортной сети России" Участников конференции "ТелеКомТранс-2004" приветствовал министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин: - В течение нескольких лет в транспортной отрасли страны происходят серьезные изменения, многие из них направлены на внедрение информационных технологий. Без преувеличения можно сказать, что транспортная и телекоммуникационная сеть, объединяющая людей, дает возможность полноценного общения и становится жизнеобеспечивающей системой страны. Будущее динамичного развития российского транспорта возможно лишь с использованием передовых технологий связи. Значительный прогресс наблюдается в железнодорожной отрасли, где успешно реализуется программа информатизации. Уже сегодня через всю страну проложена цифровая магистральная сеть, способная обеспечить технологические и информационные потребности отрасли. Созданная информационная инфраструктура должна быть использована для решения широкого спектра задач всего транспортного комплекса. Такое использование единой магистральной цифровой сети предусмотрено Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы в 2002-2010 годах". Наша задача - продолжить освоение пространства России и сделать его единым, доступным и надежным. В связи с этим открывающаяся конференция призвана способствовать преодолению существующих коммуникационных барьеров. Чрезвычайно важно, что в конференции принимают участие не только представители научного сообщества России и зарубежных государств, но и специалисты-практики. Я убежден, что совместные усилия по интенсивному развитию высоких информационных технологий позволят российским перевозчикам полноценно войти в мировое сообщество. Сегодняшняя встреча - это хорошая возможность узнать о тенденциях мирового рынка в области высоких технологий на транспорте и установить прямые деловые контакты, которые могут стать основой для дальнейшей кооперации и взаимовыгодного сотрудничества. Безусловно, проведение нашей конференции станет еще одним важным шагом в развитии телекоммуникаций на транспорте в России. Владимир Якунин: "Новые технологии не терпят промедлений"
О достижениях и возможностях российских железных дорог в области внедрения и развития информационных и телекоммуникационных технологий на транспорте рассказал в своем докладе первый вице-премьер ОАО "РЖД" Владимир Якунин: - Главной целью Транспортной стратегии России по-прежнему остается развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории нашего государства. Важным элементом, который бы позволил развить это направление деятельности, является вопрос охраны этих грузов и получение информации в реальном режиме времени, где находится этот груз, в каком он состоянии, когда он будет доставлен в пункт назначения. По территории страны проходят три международных транспортных коридора: 1-й, 2-й и 9-й, есть ответвления. Мы считаем, что чрезвычайно важно для нас и в стратегическом, и в политическом, и в экономическом смысле полностью использовать этот ресурс. По оценкам экспертов, доходы от транзита способны как минимум вдвое увеличить валютные поступления в российский бюджет. Хотелось бы, чтобы расчеты экспертов не оставались только арифметическими цифрами, а превратились в конкретные экономические показатели. Как представляется, основную нагрузку в развитии сети международных транспортных коридоров через территорию России принял на себя железнодорожный транспорт. Сегодня 85 процентов грузооборота осуществляется по железной дороге, на ее долю приходится 35 процентов пассажирских перевозок в стране. Информационные технологии сегодня - это не просто средство поддержания управления перевозками, а один из важнейших элементов инфраструктуры транспорта. Интеграция отечественных перевозчиков в мировую транспортную систему предъявляет дополнительные требования к развитию информационных технологий и вместе с тем открывает дополнительные возможности. Сегодня практически на всей территории России функционирует волоконно-оптическая магистральная цифровая сеть российских железных дорог, построенная и обслуживаемая компанией "ТрансТелеКом", принадлежащей ОАО "РЖД". В отрасли разработан и успешно внедряется комплекс многоцелевых информационных технологий, позволяющий выполнять коммерческие и эксплуатационные процедуры грузовых перевозок на основе электронного обмена данных. В качестве самокритики должен сказать, что, к сожалению, реализация этих задач занимает слишком много времени. Мы живем в такое динамичное время, когда невозможно много лет говорить об одном и том же и пытаться внедрить технологию. Все эти программы должны как можно быстрее внедряться в конкретное производство. Об этом говорилось на одном из последних правлений нашей компании, на этом заострял внимание президент ОАО "РЖД" Геннадий Матвеевич Фадеев. Есть эффект, но он может и должен быть значительно выше. Сегодня мы приступили к созданию информационных систем, взаимодействующих с системами других видов транспорта. И если технологически мы уже достаточно продвинулись (такая транспортно-логистическая система уже работает в Санкт-Петербургом порту), то с точки зрения нормативной базы, которая бы определяла ответственность участников перевозочного процесса, пока не достигли желаемого результата. Преимущество логистических услуг на основе электронных технологий позволят сократить время доставки грузов на 20 процентов, уменьшить стоимость обработки товаротранспортных документов на 50 процентов, сократить складские запасы на 30 процентов, уменьшить суммарные затраты на транспортировку и хранение грузов на 10-15 процентов. К уже существующим мы планируем создать транспортно-логистические центры в Новороссийске, Ростове, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани, Владивостоке. Сегодня рассматриваются предложения ряда компаний о том, чтобы приступить к внедрению на сети железных дорог способов приобретения билетов через Интернет. И я вас уверяю, что не пройдет и двух лет, и в этом зале, может быть, другие специалисты будут говорить о таких технологиях, о которых мы сегодня не можем даже и помыслить. Два года в современном мире - это очень большой период времени. Наша задача - максимально сократить срок от разработки до внедрения новых технологий. Сергей Липатов: ""ТрансТелеКом" сближает города и страны" - За прошедший год компания "ТрансТелеКом", взаимодействуя с представителями всех видов транспорта, приступила к созданию опорной телекоммуникационной сети на транспорте. В частности, полным ходом идут работы по созданию корпоративной сети, соединяющей шестнадцать бассейновых управлений внутренних водных путей России. Это позволит к концу следующего года объединить информационные ресурсы речных портов, пароходств, грузовладельцев и коммерческих структур на речном транспорте. Два бассейновых управления в Краснодаре и Волгограде уже подключены к магистральной цифровой сети связи. В то же время в координации различных транспортных отраслей кроются немалые резервы. Например, "узким местом" на транспорте является несбалансированное взаимодействие железных дорог с морскими портами страны, которые обеспечивают перевалку более 50 процентов внешнеэкономических грузов. Для решения этой проблемы компанией "ТрансТелеКом" созданы и активно внедряются корпоративные сети для морских портов. Сегодня, 22 апреля, к магистральной цифровой сети связи в тестовом режиме подключены информационные ресурсы Новороссийского морского торгового порта и морская администрация порта Туапсе. Это позволяет говорить о начале нового этапа информационного взаимодействия между ОАО "РЖД" и морскими портами России. Есть у нас и новые предложения, повышающие эффективность работы транспортного комплекса государства. Силами компании "ТрансТелеКом" создается инфраструктура удостоверяющих центров, которые позволят внедрить на транспорте России электронный документооборот с применением цифровой подписи. Разработка центров ведется с учетом опыта создания аналогичных центров в Администрации Президента России и аппарате Правительства Российской Федерации. В ближайшее время мы планируем начать опытную эксплуатацию пилотного удостоверяющего центра. Буквально на днях наша компания совместно с монгольскими и китайскими партнерами организовала трансконтинентальное соединение наземных волоконно-оптических сетей связи, предложив рынку самый короткий телекоммуникационный маршрут из Европы в Азию. Запуск такого крупного международного проекта стал очередным важным элементом в реализации экспортного потенциала магистральной цифровой сети связи российских железных дорог. Новая цифровая магистраль позволит существенно повысить транзитную привлекательность страны, создаст благоприятные условия для более интенсивного сотрудничества в финансовой, транспортной, промышленной и других сферах. Я полагаю, что форум "ТелекомТранс-2004" станет символом объединения транспортников и связистов России, которые в рамках единого министерства выработают оптимальный механизм информационного взаимодействия участников транспортного рынка. Это позволит не только успешно развивать транспортный комплекс России, но и интегрировать его в мировую транспортную сеть. От редакции. К сожалению, невозможно в одном информационном материале представить весь интеллектуальный потенциал научно-практической конференции "ТелекомТранс-2004". Неподдельный интерес к этому форуму, растущий из года в год, - закономерный процесс развития общества XXI века. И важно, чтобы все ценное и полезное, представленное и озвученное здесь, нашло применение в реальной действительности и вывело российскую транспортную систему на новый виток развития. опубликовано в №
2(14), 2004 год
Светлана Лымарева
|
|||
|