Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
27 декабря 2024
История

Забытый парус

Забытый парус

Когда-то ростовская мореходка владела поочередно тремя парусниками: "Ипполитом", "Вегой" и "Альфой". Сегодня практически никто не знает удивительную судьбу этих кораблей. А ведь именно они были сняты в знаменитых на всю страну фильмах "Дети капитана Гранта", "Алые паруса", а одно из них в 20-х годах прошлого века вообще участвовало во всем советском кино, тематика которого была связана с морем.

Практически во всех флотах мира существует традиция: молодых морячков отправляют в плавание на паруснике, потому что никакое другое судно не сложно так в управлении как парусное. Считается, что если курсанты после этого не ушли с флота, то из них получатся толковые мореходы. Сегодня в мире существует около 200 парусников, которые выполняют эти функции. У ростовского мореходного училища такого судна сейчас нет.

Ненужный подарок

Парусник "Ипполит" передали ростовской мореходке в 1924 году. Сначала он принадлежал таганрогским мореходным классам, но их, вследствие реорганизации морского образования, упразднили. Кроме ростовских курсантов, на нем проходили практику ребята из Баку, Одессы, Астрахани. В 20-х годах двадцатого века на "Ипполите" снимались все немые фильмы (а в то время все кино было немое), связанные с гражданским морским флотом. А появился на свет этот парусник благодаря Ипполиту Чайковскому, младшему брату знаменитого русского композитора Петра Чайковского.

Он жил в Таганроге и в конце XIX - начале XX века возглавлял попечительский совет таганрогских мореходных классов. Однажды Ипполиту Ильичу пришла в голову замечательная идея - подарить классам парусник для практики, которого у них в то время не было. Он сам лично обошел всех именитых и состоятельных людей города и просил их пожертвовать денег для строительства нового учебного судна. Люди заинтересовались благородной идеей и выделяли средства. В основном давали беспроцентные кредиты. Таким образом глава совета выручил достаточно денег, и под его руководством корабелы построили совершенно новое судно. Он вложил в него душу, поэтому название дал соответствующее: "Ипполит Чайковский" (позже судно стало просто "Ипполитом"). Как только работа над баркентиной была закончена, Ипполит Ильич торжественно объявил начальнику мореходных классов, что парусная красавица теперь принадлежит именно этому учебному заведению. Однако сюрприз начальника не обрадовал. Да и кого мог обрадовать подарок с приложенным к нему реестром расходов?! Кругленькую сумму, потраченную на возведение баркентины, начальник классов должен был сам вернуть кредиторам. Таких средств у мореходных классов, которые содержались за счет бюджета, не было. Начальник разругался с Ипполитом Ильичем и даже добровольно подал в отставку. "Как быть?" - задумался Чайковский-младший. И выход был найден.

Он устроил на борту нового судна грандиозный праздник, куда пригласил всех, кто пожертвовал "на парусник". Таковых насчитывалось более двух десятков, это были именитые дворяне, богатые купцы, банкиры. В числе приглашенных был служитель церкви, состоящий в соответствующем религиозном сане, и журналисты. Когда праздник был уже в самом разгаре, Чайковский попросил слова. Он снял шляпу и стал говорить: "Господа! Огромное вам спасибо за то, что вы сделали такое святое дело для российского флота. Мореходные классы отплатят теперь отечественному флоту первоклассными специалистами". Громкие аплодисменты и восторженные крики гостей прервали его речь. Глава совета попросил тишины и продолжил: "Уважаемые господа! Но так как у вас нет никакой надежды получить назад одолженные вами деньги, сделайте еще одно доброе дело: простите долги мореходным классам". Господа слушали, журналисты фиксировали. Звучало это все до умиления наивно. Сегодня, после такого заявления, расстроенные кредиторы несомненно учинили бы "крутые разборки". Но это было сто лет назад, именитые граждане, почесав затылки, простили-таки, как говорится, все и всем.

В ведении мореходки парусник пробыл несколько лет. Он порядком поизносился, а денег на его ремонт не было. И "Ипполита" списали.

Рожденная дважды

Но курсантам все равно нужна была практика, поэтому преподаватели училища присмотрели на кладбище старинных кораблей под Петербургом баркентину "Вега". Раньше она была коммерческим судном и возила из портов Прибалтики в Южную Америку уголь. Ее вызволили в сухой док, за два месяца отремонтировали, сшили новые паруса. "Работала" "Вега" на Азово-Черноморье. На ней проходили практику студенты всех морских вузов России.

В 30-х годах она была снята в знаменитой киноленте "Дети капитана Гранта". Когда началась Великая Отечественная война, парусник сначала пригнали к побережью Азовья, а когда стало ясно, что Ростов придется сдавать фашистам, "Вегу" решили отправить в Геленджик. Там, у берега, ее и разбомбили гитлеровцы. А чтобы разрушенное судно не мешало движению других кораблей, его затопили сами портовики. Так и закончилась жизнь "Веги", на этот раз навсегда. Сегодня на том месте, где похоронили знаменитую когда-то баркентину, располагается большой бетонный пирс. Его очень полюбили многочисленные курортники. Здесь они гуляют, любуются чайками, наслаждаются шумом моря и не знают, что под ними, под толстым слоем бетона, покоится красавица "Вега".

Алые паруса - на плавки

После войны, в 1954 году, ростовская мореходка вновь озаботилась отсутствием учебного судна. По ее просьбе Министерство морского флота передало в ее ведомство грузовой парусник. Он был поновей предыдущей "Веги", но тоже требовал ремонта. Судно "довели до ума" и привели в Ростов. Назвали "Альфа" - в честь созвездия. "Альфа" была настоящим украшением города. Ее пришвартовали чуть ниже железнодорожного моста. Мачта нового парусника была так высока, что не проходила через мост. Он поражал своим величием. Представьте: высота мачты 35 метров, длина судна 40 метров, ширина 9 метров. Горожане то и дело приходили любоваться парусником.

В 1961 году ялтинская киностудия использовала "Альфу" для съемок картины "Алые паруса". Обычные белые, которые служили на ней прежде, сняли. Для фильма сшили новые, как положено по сюжету гриновского произведения, алые. Ткань для них выбрали совсем не "морскую" - тонкий шелк. Она была непрочная, но смотрелась очень эффектно. Название на борту написали другое, как в книге, - "Секрет". Киноленту снимали полгода у берегов Крыма. Затем судно опять привели в Ростов. Алые паруса с него сняли, одну их часть увезла с собой съемочная группа (наверняка они долго пылились потом на полках "Мосфильма"), а другая осталась в мореходке. Тогда в училище среди курсантов даже мода своя появилась, этакая экзотика: красные майки и плавки. Ткани было настолько много, что ее отдали на "растерзание" ребятам, а они уж нашли ей достойное применение.

Кроме "Алых парусов" в 1965 году "Альфа" "сыграла" еще одну роль - в фильме "Прощай". Спустя пару лет парусник передали ростовскому Дворцу пионеров. Причина та же - не было денег на капитальный ремонт баркентины. Но и на этом кинематографическая "карьера" судна не закончилась. "Альфа" участвовала в съемках фильма "Море студеное". А в 1969-м одесская киностудия тоже арендовала ее у Дворца пионеров для съемок пиратского фильма. Когда съемки закончились и судно вернулось в Ростов, оно действительно выглядело как пиратское: рваные паруса, обшарпанный, ободранный корпус. Затем баркентина стояла пришвартованной у набережной, потом в акватории завода "Красный моряк", несколько раз на ее борту бомжи разжигали костер. В целях безопасности, облив ненужное судно несколькими бочками солярки, работники порта пытались его сжечь, но оно не горело. В конце концов брошенную баркентину разобрали сами ростовчане.

Теперь от некогда славного существования ростовских парусников практически ничего не осталось. О жизни старинных красавцев могут лишь скромно напомнить некоторые экспонаты, хранящиеся сегодня в музее мореходки. Огромная копия "Ипполита" - самая большая из всех моделей музея. Капитанский мостик со спасательным кругом и штурвалом с "Веги", большой альбом с ее фотографиями, да небольшой корабельный колокол с надписью "Альфа", в который, уходя с борта судна, ударяла юная Ассоль - Анастасия Вертинская.

опубликовано в № 2(14), 2004 год
Екатерина Острижная
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru