Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
29 декабря 2024
Порты

Наши взяли город Дуйсбург, город весь прошли...

Наши взяли город Дуйсбург, город весь прошли

По приглашению представителей деловых кругов Германии ростовские бизнесмены недавно посетили города Земли Северный Рейн - Вестфалия: Эссен, Дортмунд, Дюссельдорф, Дуйсбург, а также выставку "BAUMA MINNING-2004" в Мюнхене, к которой, собственно, и был приурочен сам визит. Оттуда ростовчане привезли подписанный контракт, массу полезных впечатлений и ценнейший опыт организации портового хозяйства.

Эта поездка состоялась благодаря активной деятельности министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Администрации Ростовской области, которая вот уже несколько лет занимается развитием сотрудничества с Германией.

Три года назад в рамках программы "Дни экономики Земли Северный Рейн - Вестфалия в Ростовской области" г. Ростов-на-Дону посетила немецкая делегация во главе с министром экономики ЗСВФ Эрнстом Шванхольдом. В переговорах участвовали более 80 немецких и свыше 300 ростовских бизнесменов. В результате практически все фирмы, которые привезли конкретные предложения, заключили предварительные договоры.

Плодотворной оказалась и встреча представителей компании "ThyssenKrupp GfT Bauteсhnik" с руководителями морских и речных портов Ростовской области. По приглашению немецких партнеров этой весной состоялся ответный визит в Германию ростовской делегации во главе с генеральным директором ОАО "Ростовский порт" Олегом Грызловым.

Основной целью поездки было подписание контракта на поставку шпунта для строительства причальной стенки, знакомство с потенциальными инвесторами и партнерами, посещение выставки "BAUMA MINNING-2004". Эта крупнейшая европейская выставка проводится один раз в три года и собирает производителей кранов, средств малой механизации, строительного и другого специализированного оборудования. Интерес к такой экспозиции со стороны "Ростовского порта" особенно велик, так как в этом году он начинает строить новый 4-й грузовой район в промышленной зоне левого берега Дона.

По контракту, заключенному с немецкой компанией "ThyssenKrupp GfT Bauteсhnik", порт приобрел 400 погонных метров шпунта для строительства причальной стенки, которое начнется в начале июня этого года. Длина нового причала составит 1200 погонных метров. Из Новороссийска уже вышел караван подрядчика - компании "Новоростехфлот" с оборудованием для возведения причальной стенки. На днях в Ростов придет и грузовое судно из Германии с первой партией шпунта.

- Я очень благодарен Министерству экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, - говорит генеральный директор ОАО "Ростовский порт" Олег Грызлов, - а также министерству экономики Земли Северный Рейн - Вестфалия за ту плодотворную работу, которую они ведут для развития экономического сотрудничества между нашими странами. Наши взяли город Дуйсбург, город весь прошли

Мы убеждены, что контакты, которые установились между нами и немецкими партнерами, будут иметь долгосрочный характер. На выставке нам удалось встретиться с производителями погрузочной техники "SENNEBOGEN", гидравлических кранов "Kranbau", гидростатического оборудования "LIEBHERR", транспорта и специальной техники концерна "Caterpillar" и других компаний. Это очень важно для нас, поскольку ОАО "Ростовский порт" в ближайшее время начнет приобретать портальные краны и средства малой механизации для нового грузового района, а также для модернизации существующих портовых перегрузочных механизмов.

- Во время нашего визита, - рассказывает второй участник поездки, представитель Торгово-промышленной палаты Ростовской области Денис Фиськов, - нам удалось побывать на предприятиях, где все это производится. В частности, мы были на заводе "LIEBHERR", посмотрели весь производственный цикл, новейшие варианты оборудования, договорились о развитии отношений. Кроме того, мы получили возможность познакомиться с работой крупнейшего в Европе речного порта Дуйсбург, который находится неподалеку от города Эссен - столицы Земли Северный Рейн - Вестфалия.

- Экскурсия по Дуйсбургскому порту оказалась очень интересной и полезной, - продолжает тему генеральный директор ОАО "Ростовский порт" Олег Грызлов. - Она дала нам много информации для размышлений.

Если сравнивать его с акваторией Ростовского порта, то мы находимся почти в равных условиях. У них проходные гарантированные глубины - 3,80 метра, у нас - 3,60 метра. По Рейну и Дону ходят суда одних и тех же классов и возят однотипные грузы. Расстояние между Дуйсбургом и Северным морем - порядка 200 километров по реке. У нас почти такое же расстояние до Черного моря. Однако уровень развития их портового хозяйства далеко опережает наш.

Дуйсбургский порт - это самый крупный внутренний порт Европы. Его территория занимает больше тысячи гектаров, длина причалов - 40 километров. Есть две железнодорожные станции, развитая инфраструктура, многочисленные терминалы, крытые складские помещения, современная погрузочная техника. Дуйсбургский порт за год перерабатывает в среднем от 40 до 45 миллионов тонн грузов. Мы внимательно изучили принцип работы порта, порядок организации перевалочной деятельности и взаимоотношения с властями.

Секрет успеха наших немецких коллег кроется в том, что в Германии совершенно другой подход к развитию портового хозяйства. Он связан с тем, что государство вкладывает средства и поощряет на различных уровнях развитие транспортной инфраструктуры. Порт представляет собой акционерное общество, в которое входят равными долями три собственника: город как муниципальное образование, Земля как федеральная структура и само государство. Поэтому взаимоотношения между властями и компаниями, которые занимаются перевалочной деятельностью, строятся совершенно по-другому, и основаны они на взаимовыгодном сотрудничестве. В чем его смысл?

Поскольку порт и его производственные мощности являются, по сути, собственностью государства, оно и вкладывает средства в его развитие. Строит причалы и всю инфраструктуру, подводит железную и автомобильную дороги, решает вопросы энергоснабжения. Все это полностью оборудуется и предлагается на рынок тем, кто желает работать на этих портовых площадях. Приходит компания-оператор и начинает осваивать один или два причала, в зависимости от своих возможностей и потребностей. Но этому оператору предоставляется полностью готовый к эксплуатации объект.

Аренда земли в порту Дуйсбург стоит от 4,5 до 6,5 евро за квадратный метр в зависимости от оборудования, которое находится на причале и от его несущей нагрузки. Причем оператор начинает платить тогда, когда приступает к работе на готовых производственных мощностях. У нас в Ростове стоимость аренды земли, занятой под портовыми сооружениями, почти такая же - порядка 157 рублей за квадратный метр. Но здесь арендная плата взимается с самого начала, даже когда на ней ничего нет: ни причалов, ни подъездных путей, ни инфраструктуры, ни каких-то средств механизации. К примеру, "Ростовский порт" только заявил о строительстве нового грузового района, и ему сразу выставляют счет за землю. Наши взяли город Дуйсбург, город весь прошли

На мой взгляд, рассматривать порты как некую чисто коммерческую структуру, неправильно. Порт является заложником многих факторов, которые происходят как в стране, так и за рубежом. Он непосредственно зависит от конъюнктуры рынка. Мы не грузовладельцы, а комплекс по предоставлению услуг на перевалку того или иного вида груза. У нас есть квалифицированный персонал, технологии, крытые склады, открытые складские площадки. И если их достаточно для принятия и обработки груза, то при положительной ситуации на рынке этот груз и будет переваливаться в порту, и мы сможем нормально работать.

Если производственных мощностей не хватает для удовлетворения потребностей рынка, мы берем в аренду землю и строим на них причалы. Но рынок завтра может обвалиться. Порт не может повлиять на эту ситуацию. Что тогда? А если мы не построим комплекс, так и будем барахтаться со своим маленьким "причальчиком": попал груз - хорошо, не попал - плохо. Вот и получается замкнутый круг: земля и портовая инфраструктура нужны, но стоят они очень дорого, а гарантий - никаких.

Я говорю не только о Ростове, это проблема всех портов: и Азова, и Ейска, и Таганрога. Я понимаю, что земля не может быть бесплатной. Но стоить она должна разумных денег. Можно предусмотреть какую-то программу по долгосрочному выкупу земли. И аренда должна быть разумной, нельзя обдирать предприятие со всех сторон.

ОАО "Ростовский порт" только в 2003 году заплатил 40 миллионов рублей налогов в различные бюджетные и внебюджетные фонды. Кроме того, со всего объема грузов, который прошел через наш порт, государство получило в виде таможенных платежей порядка 550 миллионов рублей. А если бы портового комплекса не было, то эти деньги государству просто бы не попали. Или остались на Украине, куда до сих пор уходят огромные объемы российских грузов, потому что крупных портовых комплексов у нас очень мало: в Новороссийске, Туапсе, да и все, пожалуй.

В нашем Азово-Донском регионе есть государственные структуры, представляющие интересы Минтранса России и являющиеся основным заказчиком перевозок внутренних и внешнеэкономических грузов. На мой взгляд, они должны занимать более активную позицию в развитии водного транспорта. А у нас получаются другие задачи - сбор платежей за прохождение судов по акватории порта, - и все на этом. Безусловно, это важная и нужная миссия. Но деньги должны как-то возвращаться и вкладываться в те же портовые комплексы, гидротехнические сооружения, судоходные пути. А то, что мы видим здесь на Юге России, вряд ли можно назвать динамичным развитием. Да, есть хорошие проекты: и Железный Рог, и порт Оля. Но у нас почему-то все делается очень медленно и с огромными сложностями, бюрократическими проволочками. К примеру, чтобы собрать разрешительные документы на строительство нового грузового района, нам потребовалось два года.

Все гидротехнические сооружения России являются государственными, по закону они не могут быть частными. Поэтому здесь без четкой правительственной политики в отношении развития портовых комплексов не обойдется. Я считаю, что в этом деле мог бы пригодиться опыт Германии в построении схемы взаимоотношений между властями и предпринимательскими структурами.

В будущем мы намерены развивать сотрудничество с Дуйсбургским и Дортмундским портами. Тем более что эти города - побратимы Ростовской области. Мы договорились, что в середине лета к нам приедут их специалисты, чтобы поделиться опытом в организации операторского рынка.

На мой взгляд, сегодня это самое перспективное и реальное направление деятельности, и мы уже работаем в этом русле. Один из таких операторов, в принципе, у нас уже есть. Это компания "Корвет", которая несколько лет вполне успешно осуществляет перевалочную деятельность на портовых площадях ОАО "Ростовский порт". Таких производственных мощностей с вводом в действие нового грузового района заметно прибавится. И тогда в Ростове появятся все предпосылки для создания рынка портовых операторских услуг.

опубликовано в № 2(14), 2004 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru