Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
04 мая 2024
Власть

Программа развития морского транспорта: финансирование и эффективность

Александр Ванюхин,
Начальник Управления модернизации и развития морских портов Дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации

Эффективность выполнения подпрограммы "Морской транспорт" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" выражается в увеличении прибыли предприятий морского транспорта и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет роста объемов перевозок грузов, повышения качества транспортного обслуживания, конкурентоспособности отечественного флота на мировом транспортном рынке.

Продолжаем публиковать выдержки из отчета Дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта о ходе реализации подпрограммы "Морской транспорт" и эффективности использования финансовых средств по итогам работы за 2003 год по Южному федеральному округу. (Продолжение. Начало в 1 (13) 2004 г.)

При развитии портовой инфраструктуры основное внимание уделяется концентрации средств на строительство важнейших объектов, обеспечению эффективности и возвратности вкладываемых государственных средств. Доля средств акционерных компаний от общего объе­ма капвложений составляет 94 процента. Программа развития морского транспорта: финансирование и эффективность

Продолжается реконструкция неф­тегавани и железнодорожной паромной переправы в порту Махачкала. В связи с возрастающим интересом многих стран к проблемам транспортировки каспийской нефти на западный рынок резко возросли роль и значение Махачкалинского морского порта как ключевого субъекта транспортной инфраструктуры Черноморско-Каспийского бассейна.

Кроме того, в совокупности с портами Астраханского транспортного узла Махачкалинский порт образует перевалочные мощности транспортного коридора "Север-Юг" при движении товаров из северо-западной части Европы транзитом через Иран с выходом в Индию, Пакистан и другие страны данного региона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 1017-р принято решение о проведении в период 1999-2001 годов реконструкции порта. Его расчетный грузооборот определен в объеме 8,48 миллиона тонн в год, в том числе по наливным грузам (нефть, неф­тепродукты) 7,9 миллиона тонн и сухогрузам 0,58 миллиона тонн.

На первом этапе выполнена реконструкция нефтепирса № 2 с двумя причалами пропускной способностью 3,5 миллиона тонн в год. Продолжается работа по реконструкции неф­тепирса № 1 с двумя причалами пропускной способностью 3,5 миллиона тонн в год, ввод которого предполагается в конце 2003 года, а также первой очереди сухогрузной гавани порта.

Строительство объектов порта осуществляется за счет собственных средств ГП "Махачкалинский морской торговый порт", бюджета Республики Дагестан, федерального бюджета и привлечения средств Махачкалинской нефтебазы.

Для обеспечения выполнения поручения Президента Российской Федерации от 16.05.2001 года № Пр-898 об ускорении реконструкции Махачкалинского порта в адресной инвестиционной программе для финансирования первой очереди реконструкции нефтегавани и развития сухогрузного района порта на 2004 год выделено 220 миллионов рублей. Объем выполненных работ в 2003 году по 1-й очереди реконструкции нефтегавани порта и железнодорожной паромной переправы в порту соответствует сумме 100 миллионов рублей, выделенной из федерального бюджета. В 2003 году в порту был введен в действие нефтепирс № 1, СУДС в зоне А2 ГМССБ; построен комплекс по отгрузке зерна на экспорт; продолжается строительство и ремонт волноломов сухогрузной и нефтеналивной гаваней порта, причалов сухогрузной гавани, выставочного парка паромной переправы.

Задачи на 2004 год

    В части развития прибрежно-портовой инфраструктуры проектом плана на 2004 год предусматривается ввод 22 миллионов тонн перегрузочных мощностей и 2102 погонных метра причалов, в том числе по ЮФО:
  • в порту Новороссийск - реконструкция зернового комплекса на причалах № 23 и 24 пристани № 3;
  • реконструкция пристани № 5 под перевалку нефтепродуктов;
  • в порту Махачкала - реконструкция причала № 5 нефтегавани (180 погонных метров; 0,9 миллиона тонн);
  • в порту Кавказ - причал № 2 для судов Ро-Ро (150 погонных метров; 0,2 миллиона тонн, на полное развитие).

Исходя из поставленных задач по реализации программных мероприятий одними из приоритетных объектов в 2004 году являются строительство магистрального железнодорожного пути к порту Оля на Каспии и припортовой станции. Создание и дальнейшее развитие нового морского порта вызвано необходимостью закрепления позиций России на Каспии как морской державы, обеспечения развития транспортных связей (вод­ных и железнодорожных) с государствами Средней Азии, Кавказа, Ирана, включая становление транспортного коридора "Север-Юг", а также функционирования подразделений ВМФ и Погранслужбы России.

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации продолжается развитие порта Оля. По вопросу строительства магистрального железнодорожного пути и припортовой станции к порту Оля Минтрансом России направлены в МПС России предложения о принятии решения по включению указанных объектов в ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" в подпрограмму "Железнодорожный транспорт" в рамках ее корректировки (письмо от 26.08.03 г. за № АН-3/809-ис). В сентябре 2003 года МПС России начало строительство железнодорожной составляющей с окончанием строительства первой очереди в августе 2004 года, что позволит значительно увеличить грузооборот порта. Финансирование строительства осуществляется за счет средств МПС России.

Механизм реализации подпрограммы, организация управления и контроля

Функции по обеспечению и контролю над выполнением подпрограммы возложены на ФГУ "Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта".

Уставом ФГУ "Дирекция госзаказчика" определена основная цель дея­тельности: реализация мероприя­тий, установленных подпрограммой "Морской транспорт" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и решение других вопросов, связанных с работой морского транспорта. Также определены основные функции:

  • организация строительства и капитального ремонта морских, портовых технологических перегрузочных комплексов и железнодорожных подходов к ним, производственной и социальной инфраструктуры,
  • организация строительства и закупки морских транспортных судов, судов ледокольного и служебно-вспомогательного флота, а также иных судов государственного назначения,
  • организация строительства системы контроля и управления судоходством.

Оценка эффективности реализации программы

При выполнении мероприятий подпрограммы "Морской транспорт" освоено 25,32 миллиарда рублей, что составило 105,35 процента от запланированного объема.

Главное - обеспечено стопро­центное освоение бюджетных средств в объеме 1 401,27 миллиона рублей и стопроцентное выполнение годового плана (420 миллионов рублей) по береговым объектам.

Эффективность реализации каж­дого инвестиционного проекта определяется набором соответствующих показателей, а именно: приведенным доходом, сроками окупаемости проектов, нормами рентабельности и другими. Анализ показателей инвестиционных проектов, включенных в данную подпрограмму, показал дос­таточно высокую их рентабельность. Но поскольку в большинстве случаев финансирование проектов осуществляется из внебюджетных источников, то есть инвестиции являются частными, а не бюджетными, то для отрасли более важными являются следующие характеристики: платежи в бюджет, создание рабочих мест, экологические аспекты и другие.

Для повышения эффективности реализации подпрограммы важно было обеспечить комплексность решения программных задач и тесную увязку мероприятий НИОКР и инвестиционных проектов. При этом было сокращено количество наиболее значимых проектов и обеспечена поддержка высокоэффективных проектов из федерального бюджета для решения крупных производственных, экономических и социальных задач, выявляемых в ходе разработки долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития отрасли. Были учтены особенности развития регионов и изменения грузовой базы по отдельным проектам. Все это позволило теснейшим образом увязать реализацию программы с решением ключевых задач развития отрасли.

Главной целью подпрограммы по технологическому развитию портовых объектов является конкурентоспособность услуг по перевалке грузов, рыночные "ниши" для которых достаточно хорошо известны и спрос на которые уже сформировался и подтвержден рыночной практикой. С учетом международных транспортных коридоров "Запад-Восток" и "Север-Юг" конкурентоспособность проектов в Северо-Западном бассейне формируется конкуренцией с портами Прибалтики, в Южном бассейне - конкуренцией с портами Украины, в Дальневосточном бассейне - с портами Китая, а в Каспийском бассейне - с учетом стратегических задач страны.

В связи с тем, что в технологической и инвестиционной сферах существует достаточное количество проектов, готовых к освоению, для повышения эффективности реализации подпрограммы были выбраны проекты с быстрым оборотом капитала, высокой бюджетной эффективностью и возможностью быстрого перепрофилирования.

Наиболее значимыми для повышения эффективности реализации Программы в 2003 г. явились разработки в области стратегического планирования деятельности транспорта. Президент Российской Федерации одобрил проект Транспортной стратегии России, которая в настоящий момент находится в стадии доработки.

Одной из ключевых проблем транспортной деятельности является снижение доли транспортной составляющей в цене товара. Для решения данной проблемы разрабатываются наиболее рациональные схемы перевозки различных грузов. При этом проводится большая работа в области разработки предложений для Минтранса России по закреплению грузов в рамках соглашений о разделе продукции за отечественными перевозчиками.

Об эффективности работы по реализации экологических мероприятий может свидетельствовать уменьшение случаев экологических правонарушений при реализации проектов.

Увеличение портовых мощностей позволяет создать новые рабочие места в морских портах (в 2002-2003 годах дополнительно создано 4,5 тысячи рабочих мест), улучшить условия труда. Благодаря этому создается мультипликативный эффект: помимо обеспечения необходимых объемов экспорта оно обеспечивает заказами российские предприятия и создает дополнительные рабочие места в смежных отраслях. К тому же развитие портовых мощностей создает независимость транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных портов.

опубликовано в № 2(14), 2004 год
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru