Региональный ежемесячный журнал Транспорт Юга
Региональный
специализированный
журнал
26 апреля 2024
Судоходство

Кто запустит "комету" из Сочи?

Кто запустит комету из Сочи?

Чтобы попасть сегодня с одного края Черноморского побережья на другой, скажем, из Новороссийска в Сочи, нужно проделать большой и рискованный путь по горным дорогам и потратить 8-10 часов на машине, а на автобусе и того больше. А ведь есть способ, о котором россияне немного подзабыли, но который дает возможность преодолеть это расстояние в два раза быстрее, - это морской путь на скоростных судах, именуемых в советские времена "кометами". Если прибавить сюда ни с чем не сравнимые впечатления от созерцания черноморского побережья с моря, то такая поездка - мечта любого делового человека и просто отдыхающих курортников.

Как выяснилось, в Сочинском порту уже не раз предпринимались попытки возродить пассажирские перевозки водным транспортом. Но реальные сдвиги появились только два года назад.

Проекты развития Сочинского порта удалось включить в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России до 2010 года". В рамках этой программы в Сочи создан участок глобальной морской системы связи при бедствиях. На горе Ахун на высоте 65 метров построена ретрансляционная станция, произведен ремонт Северного мола, защищающего гавань от штормов, построены и отремонтированы несколько причалов. В ближайшее время завершатся работы по углублению акватории порта, что даст возможность принимать большие круизные суда.

Как сообщил капитан порта Сочи Владимир Деркунов, в этом году акваторию порта должно посетить 31 морское судно четырех-пятизвездочных категорий. Первое из них уже причалило 27 апреля. Два пассажирских судна сделают Сочинский порт базовым и совершат шестнадцать круизных рейсов из Сочи по Средиземному морю. По этому же маршруту через Сочинский порт отправятся еще пятнадцать круизных транзитных судов.

Для паспортно-таможенного оформления пассажиров уже готов пункт пропуска через государственную границу. Когда закончатся ремонтно-строительные работы на южной галерее комплекса морского вокзала, появится еще один пропускной пункт, что даст возможность обрабатывать пассажиропоток с двух круизных судов одновременно. Есть стратегический план развития порта, который утвержден всеми инстанциями, от администрации города до отраслевых министерств. Средства на финансирование программы аккумулируются, и работы по ее реализации в ближайшие годы будет очень много.

Пока еще Сочинский порт нельзя назвать крупным транспортным узлом. В 2003 году он принял всего 500 иностранных судов и чуть больше отечественных. Чаще всего сюда прибывают грузопассажирские паромы из Турции. Из 220 тысяч тонн грузов, обработанных в порту в 2003 году, основная масса пришлась на долю импортной сельхозпродукции.

Отечественный же флот представлен судами прибрежного плавания, главным образом прогулочными теплоходами. Единственная круглогодичная пассажирская линия - Сочи-Поти-Батуми. Кстати, ежегодно в Сочи прибывают 100-110 тысяч российских и иностранных граждан, и столько же отправляется по разным направлениям. По сравнению с советскими временами эта цифра довольно скромная. Однако, как говорит капитан порта Владимир Деркунов, уже есть концепция развития прибрежного плавания и восстановления причальных линий, разработанная по инициативе Морской администрации порта Новороссийск. В перспективе можно будет говорить о появлении постоянной линии Сочи-Анапа. Сейчас ведутся переговоры с судовладельцами, но последнее слово в этом деле должен сказать потребительский рынок.

Предварительный анализ рынка, проведенный специалистами института "ЛенморНИИпроект" по заказу МАП Новороссийск, показал, что в регионе востребованы морские и пассажирские перевозки как линейного, так и экскурсионного характера. Если учесть, что в 2002 году в районе Анапа-Новороссийск-Геленджик отдыхали 1 517 тысяч человек, то потенциальный объем рынка морских перевозок оценивается в 455 тысяч человек. Оценки потенциала рынка косвенно подтверждаются объемом морских перевозок конца 1980-х годов, который превышал сегодняшние показатели более чем в 20 раз.

Стоимость билетов автобусом и железной дорогой в данном районе находится на уровне в среднем 1 рубль за километр пути, стоимость перевозок на такси - 7 рублей за километр. Предполагаемая стоимость билетов морем должна находиться где-то посередине, то есть 3-4 рубля за километр, или 5,5-8 рублей за морскую милю.

"ЛенморНИИпроект" выделяет три направления перевозок: Анапа-Сочи, Новороссийск-Коса Широкая балка и экскурсионные поездки. Морское сообщение Анапа-Сочи предусматривает эксплуатацию пассажирской линии вдоль российского побережья Черного моря: Анапа-Новороссийск-Геленджик-Туапсе-Сочи. Линия будет эффективной при условии, что предполагаемая частота рейсов составит 1 раз в сутки, пассажирооборот - 52 500 пассажиров, а цена билетов не будет превышать 550 рублей.

По мнению специалистов, есть серьезные препятствия на пути восстановления морского пассажирского сообщения. Среди них - высокая арендная плата за пользование причалами, низкая доходность эксплуатации пассажирских судов по сравнению с грузовыми и ярко выраженная сезонность перевозок.

Впрочем, по мнению капитана порта Сочи Владимира Деркунова, эти проблемы решаемы в том случае, если государство примет во внимание социальную значимость морских пассажирских перевозок и проявит политическую волю в отношении этого вида транспорта.

опубликовано в № 2(14), 2004 год
Светлана Лымарева
При цитировании и использовании любых материалов
ссылка на журнал "Транспорт Юга" обязательна.
Для интернет-изданий - гиперссылка: http://www.transportyuga.ru
Разработка и поддержка сайта donhost.ru