xml version="1.0" encoding="windows-1251"?>
23 ноября 2024 |
|
Судоходство Создание института морского и речного транспорта - веление времениСовершенствование системы подготовки кадров для морского и речного транспорта в современных экономических и правовых условиях на Юге России. Проблемы и пути их решения. В начале 60-х годов ХIХ столетия в России функционировало всего четыре учебных заведения, где готовили специалистов - моряков торгового флота (в Херсоне, Архангельске, Петербурге, Николаеве). Часть штурманов готовили в морских учебных заведениях, принадлежащих Морскому Министерству (современный Военно-морской флот). Толчком к созданию и развитию морских учебных заведений стало утверждение Сенатом 27 июля 1867 года "Положения о мореходных классах". В этом документе говорилось, что "…купеческим, городским и всяким другим обществам разрешается учреждать в прибрежных местностях Российской империи мореходные классы с целью доставления посвятившим себя мореходству лицам возможности приобретать знания, нужные для их промыслов и, в особенности, для занятия должностей штурманов и шкиперов на торговых судах, парусных и паровых…" С 1867 по 1890 годы в России было открыто 41 мореходное учебное заведение. В их числе в 1876 году в г. Ростове-на-Дону появились мореходные классы - нынешний морской колледж им. Г.Я. Седова. Причем в них обучались не только российские подданные, но и иностранцы. Конец XIX века ознаменовался значительными научно-техническими достижениями, развитием внешнеэкономических связей и внутренней торговли, что привело к дальнейшему подъему и развитию морского транспорта. Количественный рост флота и его техническое совершенствование потребовали обеспечения правового положения и социальных гарантий работников морского транспорта. В начале XX века, в 1902 году, были приняты Закон об изменениях действующих правил о судоводителях на морских судах торгового флота и Положение о мореходных учебных заведениях Министерства финансов. Совершенствование правовой основы позволило законодательно закрепить статус моряков-командиров и систему подготовки кадров. Создание на базе мореходных классов мореходных училищ с двух- и трехгодичными сроками обучения явилось логическим продолжением совершенствования системы морского образования в России. Появление паровых котлов и судов, снабженных ими, подвигло на принятие в 1903 году Положения о механиках на морских судах торгового флота. Проведенные в то время реформы стали очередным этапом прогресса в развитии морского транспорта и морского образования России. К началу первой мировой войны в России функционировало 37 учебных заведений по подготовке специалистов для морского транспорта. После революции в России, в 20-х годах XX столетия, осталось 9 мореходных училищ, которые были реорганизованы в техникумы водных путей сообщения. В связи со значительными потерями в рядах командных кадров морского флота в период Великой Отечественной войны в 1941-1944 годах и той огромной стратегической ролью, которую выполнял торговый флот в период войны - а это не только перевозка грузов и войск, но и действия в составе боевых флотов и флотилий ВМФ, - Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 5 марта 1944 года № 5311: "О мероприятиях по подготовке командных кадров морского флота" на базе техникумов морского транспорта были созданы два высших (Ленинград и Владивосток) и семь средних мореходных училищ (Архангельск, Баку, Батуми, Николаевск-на-Амуре, Одесса, Ростов-на-Дону, Херсон) и Ленинградское арктическое училище. Чуть позже было создано высшее училище в Одессе и среднее в Астрахани. Данным Постановлением предписывалось, что учебные заведения являются по своему статусу закрытыми, курсанты высших и средних мореходных училищ находятся на полном государственном обеспечении (бесплатное питание, морское форменное обмундирование, проживание в экипаже). Распорядок дня устанавливается по типу и подобию, принятому в военно-морских училищах. Вводится обязательная военно-морская подготовка по программе офицеров запаса ВМФ, и после окончания курса подготовки и установленного периода обучения в училище выпускникам присваиваются воинские звания: младший лейтенант запаса ВМФ (в средних учебных заведениях) и лейтенант запаса ВМФ (в вузах). В 1965 году высшие морские училища были переименованы в высшие инженерные морские училища, а в 1992 году - в государственные морские академии. В 1975 году было создано еще одно высшее учебное заведение - Новороссийское высшее инженерное морское училище. В 1992 году некоторые мореходные училища были переименованы в морские колледжи - Астраханский, Владивостокский, Санкт-Петербургский, Ростовский. Данная система подготовки кадров за период с 1944 года по настоящее время полностью себя оправдала. Морскими учебными заведениями было подготовлено большое количество высокообразованных и классных специалистов для данной отрасли. Однако не обошлось и без курьезов. После выхода в 1990 году Постановления Совета Министров СССР от 31 августа № 880 "О новом порядке военной подготовки в институтах" военно-морская подготовка в средних мореходных училищах была отменена, хотя Постановление ГКО СССР 1944 года не отменено и действует до сих пор. То есть курсанты средних морских учебных заведений морского транспорта России до сих пор являются де-юре курсантами закрытых учебных заведений, а де-факто - студентами техникумов с непонятным статусом! Это определено Постановлением Верховного Совета РФ от 03.03.1993 года № 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории РФ". После распада СССР в России осталось три высших и пять средних учебных заведений по подготовке кадров для морского транспорта. 23 ноября 1999 года решением Совета Безопасности России "Об определении общей стратегии и неотложных мерах по сохранению и развитию морского флота и кораблестроения в РФ" была одобрена концепция создания университетских комплексов и подготовки кадров для морского транспорта в этих университетских комплексах путем реорганизации средних морских колледжей и училищ (присоединения их в качестве структурных подразделений к высшим учебным заведениям, без сохранения статуса юридического лица). Данной линии придерживается Управление персонала и учебных заведений Министерства транспорта РФ (учредитель), в чьем ведении находятся морские учебные заведения, что подчеркивается в интервью с заместителем начальника Управления персонала и учебных заведений морского транспорта Ю.М. Сусловым, опубликованном в газете "Морские вести России" (№ 3-4 за 2004 год) под названием "Морское инженерное образование в России". Однако нормативно-правовая база в настоящее время не позволяет сделать это в рекордно короткие сроки. И это правильно, как говорит известная русская пословица, "семь раз отмерь, один раз отрежь". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2004 года № 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", такое право предоставлено исключительно Правительству РФ по согласованию с учредителем, Министерством имущественных отношений, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством труда и социального развития, Министерством финансов РФ и по согласованию с субъектом Российской Федерации (ст. 29 Федерального Закона РФ "Об образовании"). Это можно проследить на примере реорганизации Сахалинского мореходного училища путем его присоединения к Морскому государственному университету им. Адмирала Невельского ("Российская газета" от 12.08.2003 года № 159, заметка под названием: "Морской вуз прирастает училищем"). В результате данной реорганизации Сахалинское мореходное училище перестало существовать, а на его базе создан филиал морского государственного университета. В связи с распадом СССР единственный морской вуз, готовивший береговых специалистов для морского транспорта, остался на Украине, в Одессе, это бывший институт инженеров морского флота. В настоящих экономических условиях хозяйствования, возрождения экономики государства в целом и морского и речного транспорта в частности назрела необходимость создания на территории России учебного заведения по подготовке береговых и иных востребованных на рынке труда специалистов для водного транспорта России. Как отметил в своем интервью газете "Транспорт России" (статья "Новые пути Донской земли") губернатор Ростовской области Владимир Федорович Чуб, "…транспорт исторически является базовой отраслью экономики Донского края и играет ведущую роль в обеспечении внутренних и международных перевозок грузов и пассажиров. Мы стремимся обновить существующую транспортную инфраструктуру, повысить инвестиционную привлекательность транспортного комплекса Ростовской области и удовлетворить ее развивающуюся экономику. Самыми заметными темпами в Ростовской области развивается водный транспорт". Об этом же говорится в подпрограмме "Морской транспорт" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)": - существенно улучшить подготовку специалистов морского транспорта, в том числе путем укрепления материально-технической базы учебных заведений отрасли; - строительство и реконструкция объектов учебных заведений морского транспорта. После Указа Президента России о создании федеральных округов Ростов-на-Дону стал центром Южного федерального округа. А так как этот город находится на оси водного транспортного коридора Север-Юг (Каспий - Азово-Черноморье), назрела экономически обоснованная временем и здравым смыслом необходимость создания на базе Ростовского-на-Дону морского колледжа им. Г.Я. Седова института водного (морского и речного) транспорта имени Г.Я. Седова с сохранением статуса юридического лица. Его 127-летняя славная история и многовековой опыт подготовки высококлассных специалистов плавающего состава судов морского флота, успешное развитие в современных экономических условиях позволят объединить под его крышей четыре разрозненных в настоящее время учебных заведения водного транспорта, дислоцирующихся в г. Ростове-на-Дону: филиал Волжской государственной академии водного транспорта, филиал Новороссийской государственной морской академии, Ростовское речное училище и Ростовский морской колледж им. Г.Я. Седова. Это позволит создать на их базе многоступенчатую систему подготовки кадров для морского и речного транспорта в виде: - на 1-й ступени обучения (начальное профессиональное образование и общее (полное) среднее) сформировать морской кадетский корпус с подготовкой в нем матросов и мотористов, мотористов-токарей, легководолазов, судовых поваров. Прием осуществлять на такое обучение на базе 9 классов образования со сроком обучения 2 года, отдавая предпочтение при поступлении сиротам и детям погибших при исполнении служебных обязанностей военнослужащих, детям работников водного транспорта России, возрождая флотские династии и решая, таким образом, государственную социальную задачу по ликвидации беспризорности и безнадзорности в стране. Как отметил в своем выступлении на совещании руководителей главных управлений МВД РФ по федеральным округам в КавМинВодах Президент России В.В. Путин, "количество беспризорных детей для России позорно велико, мы об этом не раз говорили, но ситуация пока кардинально не изменилась". ("Российская газета" от 26.03.2004 года № 62).Такие морские корпуса созданы во Владивостоке (2003 год) и Кронштадте (1996 год), а на Юге России пока подобного учебного заведения нет, хотя необходимость в нем давно назрела. - 2-я ступень обучения (среднее профессиональное образование) - подготовка техников, старших техников по всем требуемым береговым и плавающим специальностям, со сроком обучения 2 (3) года, прием на базе 11 классов или 2 (3) года на базе 1-й ступени. - 3-я ступень обучения (высшее профессиональное образование) - подготовка бакалавров (специалистов) по всем требуемым береговым и плавающим специальностям со сроком обучения 4 года на базе 11 классов или 2 (3) года на базе 2-й ступени. Имеющиеся в столице Юга России филиал Волжской государственной академии водного транспорта и филиал Новороссийской государственной морской академии, с нашей точки зрения, не обладают достаточной учебно-материальной и учебно-тренажерной базой, необходимой для качественного и полноценного обучения специалистов водного транспорта в полном объеме и в одном месте. Студенты этих филиалов вынуждены после трех лет обучения в Ростове-на-Дону выезжать для завершения обучения в головные вузы - города Нижний Новгород и Новороссийск, что предопределяет дополнительные затраты обучающихся на обучение и другие существенные расходы и неудобства. Прерывается нить постижения наук. Все эти государственные учебные заведения имеют одного учредителя, в настоящее время - Министерство транспорта и связи РФ, в лице Федерального агентства морского и речного транспорта. Таким образом, можно создать одно полноценное учебное заведение на Юге России по подготовке специалистов для морского и речного транспорта (с начальным профессиональным, средним профессиональным, и с высшим профессиональным образованием в одних стенах, в одном месте). Связь поколений и неразрывность в воспитании и обучении будущих флотских специалистов и сознательных граждан великой и могучей России в одном месте, в одном учебном заведении - а учебная база и 127-летняя славная история морского колледжа им. Г.Я. Седова наиболее полно, с нашей точки зрения, для этого подходит - должна дать положительный эффект и сохранить огромные бюджетные ассигнования, распыляемые нерационально между четырьмя учебными заведениями в настоящее время. Хотелось бы также отметить, что в 2000 году руководителем государственной службы морского флота Минтранса РФ В.В. Рукша был подготовлен проект Постановления Правительства РФ о создании института морского транспорта им. Г.Я. Седова в г. Ростове-на-Дону, но, к сожалению, он так и не был реализован по неизвестным причинам. Назрел также вопрос, кого готовить в нынешних экономических условиях в данном учебном заведении. Прежде всего, флот России остро нуждается в управленческих кадрах, хорошо понимающих экономические законы развития государства и транспорта в частности. Это подготовка экономистов-менеджеров водного транспорта. Для Российской транспортной инспекции необходимы кадры для выполнения функций по контрольно-лицензионной работе, в свете задач, решаемых ею. Остро стоит вопрос подготовки кадров для Министерства транспорта и связи в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, специалистов транспортных средств. Зачем распылять государственные средства и готовить такие кадры в учебных заведениях другой направленности? (Газета "Транспорт России" от 1-7 марта, 4-я страница, статья "Госзадание на подготовку специалистов".) Нынешнее время диктует, что добьется успеха лишь та хозяйствующая структура, которая будет четко опираться на знание и применение все возрастающего количества обязательных к исполнению нормативно-правовых актов. Поэтому также стоит вопрос подготовки юристов со специализацией "транспортное право" (по отраслям: морское, внутреннее водное право, воздушное, железнодорожное, автомобильное), в том числе с правом преподавания такими специалистами дисциплин права в учебных заведениях транспорта. На данном этапе, в своем большинстве, к преподаванию права в средних учебных заведениях водного транспорта привлекаются пенсионеры - бывшие капитаны судов, а не квалифицированные юристы. В качестве примера можно привести тот факт, что, начиная с 2004 года, в педвузах России начинается подготовка учителей права для преподавания в школах основ права, предмета, который становится обязательным наряду с основами экономики. А ведь предметы "морское право" или "правовые основы профессиональной деятельности", входящие в учебные планы учебных заведений морского и речного транспорта России, может читать далеко не каждый дипломированный юрист, если он не знаком со спецификой водного транспорта. Также необходимо решать вопрос о подготовке специалистов по безопасности в портах и на судах. С 1 июля 2004 года в соответствии с Международным кодексом об охране судов и портовых средств и главы ХI-2 Международной конвенции СОЛАС 74/78 (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море) в России должно быть достаточное количество подготовленных специалистов в этой области, чтобы соблюсти международную Конвенцию в полном объеме. Ни одно морское учебное заведение транспорта не готовит сейчас водолазных специалистов. А ведь еще в 1931 году, при ЭПРОНе (Экспедиция подводных работ особого назначения), который создавался на Черном и Азовском морях, был создан техникум по подготовке водолазных техников. Потребность в данных специалистах испытывают и Госморспасслужба (бассейновые управления), и Подводречстрой России, и многие нефтяные компании, осваивающие морской шельф. На данном этапе водолазных специалистов готовит только Военно-морской инженерный институт (бывшее ВВМИУ им. Дзержинского), и то в ограниченных количествах для нужд ВМФ. Ни одно учебное заведение сейчас не готовит судоводителей-судомехаников (по совмещению профессий) портового и маломерного флота. Пройдет совсем немного времени, и заменить нынешних ветеранов плавсостава судов портового флота и маломерного флота будет некем. В соответствии с Указом Президента России от 09.03.2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функция по техническому надзору за спортивными судами передана Федеральной службе по надзору на транспорте от Государственного комитета по физической культуре и спорту, а значит, потребуются специалисты по надзору в сфере транспорта (Морской регистр, Речной регистр, яхтенная инспекция, государственная инспекция по маломерным судам (находится в подчинении МЧС РФ, но специалистов для них никто пока не готовит). Испытывают острую нехватку кадров среднего и высшего звена судостроительные и судоремонтные компании (таких как техник-судоремонтник, техник -судостроитель, инженер-судостроитель, инженер-судоремонтник). И наконец, строительство новых и поддержание на должном рабочем уровне имеющихся гидротехнических сооружений Российских водных артерий требует наличия специалистов в области гидротехнического строительства, инженеров-гидротехников, инженеров (техников, бакалавров), дноуглубителей с правом управления судами дноуглубительного и другого технического флота. Единственный в России факультет по подготовке специалистов судовождения и эксплуатации технического флота (специальность по классификатору - 2406), существующий в Ростовском морском колледже им. Г.Я. Седова, требует пересмотра системы подготовки кадров: с более углубленной подготовкой, с присвоением выпускникам этого уникального факультета степени бакалавра, так как получение высшего образования по данной специальности в данное время (и в предыдущие времена) не предусмотрено, и с учетом все большего спроса на рынке труда именно специалистов данного профиля, как в России, так и за рубежом. Уход российских судов под "удобные флаги", найм выпускников морских учебных заведений на суда иностранных судовладельцев требует пересмотра времени, отведенного на подготовку кадров за счет средств федерального бюджета, имея в виду его сокращение. Достаточно выпускать специалистов для морского транспорта - бакалавров (со сроком обучения 4 года), а уже получение диплома специалиста и магистра предусмотреть только за счет обучаемого. К такому же выводу пришли участники "круглого стола" по проблемам инженерного образования в России ("Российская газета" от 03.03.2004 года № 42, статья "Магистр инженерных наук"). И тогда государство не будет тратить излишние средства. Тем более что сейчас на рынке труда более востребованы специалисты среднего командного звена плавающего состава морского транспорта (2-й помощник капитана, 3-й помощник капитана, 2-й механик, 3-й механик). Как сказано в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 29.12.2001 года № 1756-р, "необходимо провести переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента, необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства, надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего профессионального образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности, для создания современной учебно-материальной и информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских работ, издания учебной литературы для этих уровней образования". И последнее. С принятием в 2002 году Федерального Закона "Об альтернативной гражданской службе" назрела необходимость, по нашему мнению, выйти с предложением в законодательные и исполнительные органы учредителю учебных заведений транспорта - Минтрансу и связи РФ о зачете времени работы на судах водного транспорта под флагом России и на государственных предприятиях водного транспорта выпускников учебных заведений морского и речного транспорта в срок срочной военной службы (срок отработки - не менее 3,5 лет). По словам Министра труда и социального развития РФ Александра Починка, "альтернативщик" может трудиться водителем, водолазом, инструктором по лечебной физкультуре и даже юрисконсультом и инженером (при наличии высшего образования) ("Российская газета" от 02.04.2004 года № 68). Таким образом окупятся средства госбюджета, затраченные на подготовку специалистов. Подготовка в учебных заведениях морского и речного транспорта по флотским специальностям, с нашей точки зрения, позволяет выпускникам успешно справляться, в случае военной необходимости, с поставленными задачами и на торговом, и на военном флоте. Такая система существует во вспомогательно-гидрографическом флоте ВМФ. Выпускники Ломоносовского морского колледжа ВМФ РФ и учебных заведений по подготовке рядового состава отрабатывают на вспомогательных и гидрографических судах ВМФ РФ определенное время, которое идет в зачет военной службы. опубликовано в №
2(14), 2004 год
|
|||
|